Бело-голубой фундамент, или Как покупать не ноги, а мозги

01 февраля 2021 12:58

Кто-то заказывает титулы, а кто-то – систему, которая эти титулы будет производить.

Последняя новость из лагеря «Динамо»: клуб пополнился сербским профессором Андрея Милутиновичем, который будет куратором научно-спортивного направления. Человек работал на самом высоком уровне – как с командами («Интер», сборная Хорватии на ЧМ-2018), так и с игроками (Буффон, Модрич). Служебной задачей специалиста, как сообщает клуб, будет улучшение физических показателей, нацеленных на индивидуальный прогресс футболистов, анализ информации, внедрение новых технологий и методик, а также координация взаимодействия между медицинской службой и специалистами по физподготовке.

Андрея Милутинович / Фото: © ФК «Динамо» 

И это известие дополняет картину нового и весьма любопытного «Динамо». Картина эта начала складываться, пожалуй, год назад, когда клуб назначил спортивным директором Желько Бувача – человека, который чуть не двадцать лет был ближайшим соратником Юргена Клоппа. С тех пор штришок за штришком картина становится всё выразительнее. И сегодня, пожалуй, мы вправе говорить о непривычном и даже уникальном для российского футбола подходе. Когда приоритетом инвестиций становится не надстройка, а фундамент. Не команда, а клубная политика. Не ноги, а мозги.

Понятно, иностранными специалистами – тренерами, физиотерапевтами, диетологами – никого в нашем футболе давно не удивишь. Но есть ли у широкой аудитории представление об уровне этих специалистов? Наши клубы дают им работу, потому что они действительно специалисты или только потому, что иностранные?

Вопрос не кажется надуманным, когда слышишь вот такие примеры. В одном клубе РПЛ обычной практикой на внутренних совещаниях по спортивным вопросам давно стали яростные споры двух испанцев, которые служат в разных департаментах. Когда наши стали разбираться в природе этого необычного явления, выяснили, что люди происходят из далёких друг от друга испанских областей, а потому методики подготовки представляют себе совсем по-разному. А ведь приглашали их как носителей некоего тайного испанского знания! На деле же просто купились на моду, пришедшую с Хави и Иньестой.

Желько Бувач / Фото: © ФК «Динамо»

Так вот, в отличие от большинства других наших клубов, которым, как иной раз кажется, важно нанять просто иностранца, «Динамо» ищет за рубежом топ-специалистов. Бувач – безусловный топ (а как ещё оценить того, кого Клопп называл своим мозгом?). Пришедший сейчас Милутинович, судя по всему, в своём ремесле тоже где-то рядом. Сандро Шварца назвать топом, конечно, сложно, но та национальная тренерская школа, которой он принадлежит, таких характеристик вполне заслуживает (если кто забыл, то из четырёх полуфиналистов Лиги чемпионов последнего розыгрыша три команды возглавляли немцы).

Хотя по той логике, которой теперь следует «Динамо», топ-тренер совсем не обязателен. Потому что какой интерес у европейского топ-тренера может вызвать шестая команда России? Мало в ком из корифеев такой вариант может разбудить искрений азарт. Скорее нужен тренер на вырост, готовый развиваться и развивать. С такой же перспективой, как игроки.

Своеобразие динамовского подхода в том, что вложения в зарубежные топ-мозги не предполагает скорой отдачи. Одно дело, когда ты берёшь топа на позицию тренера или центрфорварда, и совсем другое – спортивного директора или куратора научно-спортивного направления. В первом случае ты заказываешь титулы, а во втором – систему. Система – это длиннее, но интереснее.

Между прочим, часть системы в «Динамо» давно готова. Клуб исторически богат на многообещающую молодёжь, вот только она чаще всего обещаний потом не оправдывает. И новый динамовский подход кажется уместным ещё и потому, что нацелен на устранение такого огорчительного несоответствия. Нездешние мозги нужны для того, чтобы здешние таланты оформились и окрепли.

Молодые динамовцы в спарринге против «Слована» / Фото: © ФК «Динамо» 

Если мы посмотрим на состав бело-голубых в последних контрольных встречах, то обнаружим массу своей молодёжи. Евгеньев, Слепов, Кутицкий, Москвичёв, Школик, Терехов, Липовой, Грулёв, Тюкавин, Карапузов, Захарян… Кажется, сегодня в РПЛ нет другой команды, которая бы задействовала своих воспитанников столь массово, даже с поправкой на обычную для сборов готовность тренеров к опытам. В двух последних спаррингах, например, все шесть динамовских голов забили ребята из этой компании (2:2 с казахстанским «Актобе» и 4:2 с братиславским «Слованом»).

Разумеется, игроков «Динамо» и покупает, но это не отменяет акцентов. Во-первых, покупают тоже в основном молодых, которым требуется развитие. Во-вторых, своих питомцев в сегодняшнем составе всё равно больше, основу стабильности клуб видит в них.

В общем, в поведении «Динамо» заметно желание построить здание успеха на объединении двух фундаментальных ценностей – собственных воспитанников и ведущих мировых технологий. Построить без спеха, основательно и прочно. Не видно, кто бы ещё в нашем футболе был готов идти таким же путём. И как всё новое, бело-голубой опыт, конечно, интригует.

Комментарии Вконтакте Вконтакте Facebook Facebook
По теме
Еще

Посещаемость

 Команда СП ОП CПД CПГ 
 Зенит Зенит 13 492 337 320 17 792 8 835 
 Ростов Ростов 9 207 230 183 12 454 6 210 
 Спартак Спартак 10 796 269 906 8 948 12 501 
 Краснодар Краснодар 7 649 191 238 8 860 6 337 
 Ротор Ротор 6 455 161 390 8 277 4 482 
 ЦСКА ЦСКА 9 036 225 923 7 839 10 333 
 Динамо М Динамо М 6 687 167 191 6 890 6 468 
 Рубин Рубин 6 813 170 333 6 704 6 914 
 Урал Урал 5 914 147 861 6 658 5 227 
 Ахмат Ахмат 6 618 165 461 6 620 6 616 
 Локомотив Локомотив 7 007 175 175 6 455 7 516 
 Сочи Сочи 6 292 157 303 4 731 7 982 
 Арсенал Арсенал 4 965 124 131 4 550 5 348 
 Уфа Уфа 4 846 121 151 3 282 6 289 
 Тамбов Тамбов 4 567 114 183 2 734 6 553 
 Химки Химки 4 061 101 541 1 494 6 843 
СП – Средняя посещаемость, ОП – Общая посещаемость, СПД – Средняя посещаемость дома, СПГ - Средняя посещаемость в гостях
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2021.
Для лиц старше 16 лет

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Гранов Д.И.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх