VAR в России — на поле выйдет новый игрок?

13 июня 2019 16:30

В новом сезоне РПЛ наконец-то будет VAR — сейчас это уже факт.

Система отлично зарекомендовала себя в мировой практике:

  • Практически полное исчезновение симуляций в турнирах, в которых работают видеоповторы.
  • Повышение точности решений арбитров до 95%.
  • Абсолютно не потеряна динамика. В том числе благодаря VAR плей-офф нынешней Лиги чемпионов получилось самым крутым в истории.
  • Со следующего года VAR будет применяться с первого тура во всех топ-чемпионатах.

Российскому футболу осталось сделать буквально один шаг.

Но давайте внимательней рассмотрим один важный «повтор» ситуации, которая развивалась на неформальном тендере по внедрению системы VAR — его проводили РПЛ и РФС. Главный вопрос — кто будет подрядчиком? На столе были заявки от компании «ПТС» и главного вещателя российского чемпионата — «Матч ТВ».

Для начала вспомним матчасть. В мире есть две топовых системы VAR — децентрализованная («фургоны») и централизованная, известная как «бункер».

Первый вариант — это когда на матчи выезжают отдельные бригады видео-арбитров. Они, собственно, и работают в фургонах, оснащенных специальной аппаратурой и помогают судье разбирать спорные эпизоды. В этом варианте компания «ПТС» предлагала использовать оборудование под названием Hawk-Eye. Сами фургоны при этом берутся в аренду на несколько лет. Цена вопроса — 740 миллионов рублей. Но технику потом придется вернуть. Либо платить по-новой.

Фото: © globallookpress.com

Второй вариант был предложен «Матч ТВ». «Бункер». Система была отработана на Чемпионате мира — 2018 и позднее усовершенствована. Суть в том, что видеоарбитры работают удаленно, отсматривая картинку со стадионов, которую поставляет вещатель. К этому варианту, например, склонились в Турции. Решение не только более надежно технологически, но и безопасно для арбитров: видео-разборщики избегают «разборок» с фанатами. 

Фото: © globallookpress.com

В мире этой технологией занимается бельгийская компания EVS. Ниже список лиг и кубков, где она применяется.

«Матч ТВ» выступил за то, чтобы приобрести технику EVS (уже обкатанную «в бою» и хорошо знакомую каналу) и работать на ней постоянно. А потом передать той же РПЛ. Цена вопроса — 600 миллионов рублей на 3 сезона. Подробнее о технических особенностях системы читайте здесь:

Глава проекта по внедрению VAR в России Леонид Калошин (справа). / Фото: © РФС

Итоги тендера по выбору подрядчика официально подведены не были, но 6-го июня ТАСС выпустил сообщение с цитатой главы проекта по внедрению VAR в России Леонида Калошина:

— Подрядчик определен, это компания «Ростелеком», — сказал Калошин ТАСС. — Сейчас необходимо проработать все детали для того, чтобы появился шанс подписать в срок необходимые контракты. Какова вероятность начать с первого тура? Необходимо постараться сделать все возможное. Но времени крайне мало, а юридических и организационных аспектов очень много.

При этом остаются без ответа несколько главных вопросов:

  • когда именно заработает система и когда болельщики смогут увидеть результат (если не в начале сезона, то сколько придется ждать?).
  • кто и как будет отвечать за реализацию
  • какая техническая система будет использоваться
  • как будут готовиться видео-арбитры

Данными о заявке и стоимости внедрения этой системы «Матч» на текущий момент не располагает.

Остается и еще один важнейший вопрос: какой в этом развороте представляется система отношений с основным вещателем — «Матч ТВ»?

Прежде всего, речь идет о зоне ответственности. Если за передачу сигнала VAR будет отвечать другая компания (тогда как за показ матчей по-прежнему продолжит отвечать «Матч ТВ»), то при неполадках возникнут сложности с разбирательством, кто и где ошибся. А это — неизбежный негатив со стороны болельщиков и футбольного сообщества уже по отношению ко всей системе. 

Открыть видео Открыть видео

Экспертное мнение о внедрении системы VAR:

Открыть видео

Комментаторы «Матч ТВ» Георгий Черданцев и Константин Генич ранее уже говорили о готовности телеканала сотрудничать с РФС.

Открыть видео

Читайте также:

Комментарии Вконтакте Вконтакте Facebook Facebook
По теме
Еще

Посещаемость

СП – Средняя посещаемость, ОП – Общая посещаемость, СПД – Средняя посещаемость дома, СПГ - Средняя посещаемость в гостях
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2019.
Для лиц старше 16 лет

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Гранов Д.И.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх