Искусственный жемчуг

08 августа 2011 16:02

Провожая в небытие «Жемчужину-Сочи», Sportbox.ru с сожалением констатирует, что финансовые проблемы в российском футболе становятся неприятной традицией.

Дань моде

Владеть футбольным клубом нынче модно. Это такой же непременный показатель успеха, как лет десять-пятнадцать назад малиновый пиджак, немецкий автомобиль и швейцарские часы непременно с бриллиантовыми стрелками. Не всякому миллионеру по карману английский суперклуб, поэтому приходится довольствоваться отечественным. Тем более, оно так даже и патриотичнее. Сергей Фурсенко всякий раз подчеркивает, что будущее российского футбола именно за частными клубами. К слову, именно этим аргументировал президент РФС тот факт, что на вакантное место в премьер-лигу был рекомендован именно «Краснодар», завершивший в первом дивизионе сезон-2010 лишь на пятом месте.

- Предложение «Краснодара» оказалось очень впечатляющим, — говорил Фурсенко. — В том числе с точки зрения кредитоспособности клуба. А также инфраструктуры — к примеру, Сергей Галицкий построил прекрасную школу и будет строить стадион. Вообще, будущее — за частными клубами, каковым «Краснодар» и является.

Правда, стремление превратить любимую игрушку в серьезный бизнес, есть не у всех. А вдруг надоест быстро? Да и хлопотно все это. Не пытаются же извлечь доход из купленного, пусть из-за баснословные деньги, пиджака. Правда, когда с деньгами неожиданно становится худо, именно он на пару с бриллиантовыми часами первым отправляется в ломбард.

Черная жемчужина

Всего за пару недель до старта первого в истории чемпионата ФНЛ «Жемчужина», принадлежащая весьма преуспевающему бизнесмену Дмитрию Якушеву, была чуть ли не главным претендентом на первое-второе место по итогам сезона и, как следствие, повышение в классе. Тренером в команду сватали и Андрея Кобелева, и Юрия Красножана, а остановились в итоге на амбициозном Станиславе Черчесове. Состав тоже был заточен под попадание в элиту — перед стартом сезона в Сочи перебрались понюхавшие пороху в премьер-лиге Марек Чех, Денис Бояринцев, Сергей Ковальчук. Вряд ли они решились бы на этот шаг лишь из любви к красивому южному городу. Ранее клуб позаботился и об имидже — масштабная кампания о ненужном Дэвиде Бэкхеме и влюбленной Ксении Собчак запомнилась всем, кто включал телевизор и бывал на Рублевке.

В конце марта с бизнесом у Якушева, поговаривают, не заладилось, и за несколько до дней до старта сезона-2011/12 «Жемчужина» чуть было не снялась с первенства из-за неожиданного прекращения финансирования. Через два дня оно возобновилось — видимо, омрачать праздник открытия нового турнира под новым названием в ответственный трансформационный год было никак нельзя. Что было дальше — известно. К концу первого круга в команде начались забастовки из-за невыплаты зарплаты, руководство клуба не скрывало, что задачи выйти в премьер-лигу нет уже и в помине. И недвусмысленно намекало, что рассчитывает на поддержку из бюджета столицы Олимпиады-2014.

- Когда у социально ответственного и социально ориентированного бизнеса возникают проблемы, не вижу ничего зазорного в том, чтобы обратиться к государству, — говорил вице-президент клуба Максим Уваров. — Если у государства нет заинтересованности в наличии в Сочи профессиональной команды, то все это действительно не имеет смысла. Но тогда, пожалуй, и нам нет резона развивать «Жемчужину» вопреки, а не благодаря обстоятельствам.

Чего оказалось меньше — социальной ответственности или заинтересованности, доподлинно неизвестно, но 6 августа «Жемчужина» официально объявила о своем снятии с первенства ФНЛ.

Аргументы и факты

Теперь можно сколько угодно горевать, что турнир лишился яркой и самобытной команды, и что нанесен непоправимый урон имиджу лиги, которая под новым названием, с новым руководством и новыми принципами должна была стать во сто раз краше предыдущей. Вопрос в другом — кто, как и почему допустил к участию в турнире команду, которая еще на старте испытывала серьезные финансовые трудности. Футболисты не получали зарплату с апреля, то есть с самого начала чемпионата. «Минимальные финансовые гарантии предоставили все клубы», — успокаивал перед стартом турнира глава ФНЛ Игорь Ефремов.

Скорее всего, так и было. Только, видимо, этот порог сильно занижен: ведь «Жемчужина» далеко не единственная команда, которая испытывает сейчас финансовые трудности. Как получилось, что до прохождения лицензирования у клубов не было проблем с финансированием, а после появились? Чтобы получить кредит в банке, как правило, нужно предоставить гарантии, что в наличии имеется не только нужная сумма на первоначальный взнос, но и постоянный доход, позволяющий выплачивать и остальные ежемесячные платежи. Причем, документы эти довольно серьезные, с печатями и подписями людей, несущими юридическую ответственность за достоверность информации. Нынче единственным доказательством платежеспособности клуба является гарантийное письмо от акционера, в котором к сумме можно приписать любое нужно количество нулей, ну или зачеркнуть парочку, чтобы не очень пугать комиссию по лицензированию. Более того, такое гарантийное письмо, по сути, не имеет ровным счетом никакой юридической силы, и в случае несоответствия заявленных сумм реальным привлечь клуб к ответственности практически невозможно.

Вот и получается, что к середине чемпионата многие клубы занимаются не решением турнирных задач, а гаданием на ромашке: «выживем — не выживем», а футболисты в смешанной зоне делятся не впечатлениями о сыгранном матче, а своими финансовыми проблемами.

P.S. Результаты матчей, которые провела «Жемчужина-Сочи» в первом круге, останутся в силе, а во всех оставшихся встречах команде будет засчитано техническое поражение.

Мария Маркова, Sportbox.ru

Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще

Посещаемость

 Команда СП ОП CПД CПГ 
 Динамо Мх Динамо Мх 5 108 143 029 7 756 2 460 
 Черноморец Черноморец 4 939 138 314 7 129 2 750 
 Тюмень Тюмень 2 997 83 926 3 444 2 550 
 Енисей Енисей 2 669 74 758 3 284 2 055 
 Сокол Сокол 2 763 77 387 3 206 2 321 
 Арсенал Тл Арсенал Тл 3 114 87 203 3 195 3 033 
 КАМАЗ КАМАЗ 2 267 63 478 2 390 2 159 
 Торпедо М Торпедо М 2 367 66 301 2 021 2 667 
 Шинник Шинник 2 112 59 155 1 919 2 280 
 СКА-Хабаровск СКА-Хабаровск 2 102 58 866 1 825 2 421 
 Кубань Кубань 1 888 52 868 1 655 2 121 
 Волгарь Волгарь 1 732 48 502 1 651 1 812 
 Химки Химки 1 952 54 661 1 275 2 732 
 Ленинградец Ленинградец 1 850 51 803 952 2 628 
 Акрон Акрон 1 660 46 502 905 2 532 
 Нефтехимик Нефтехимик 1 392 38 988 738 2 147 
 Родина Родина 1 569 43 932 678 2 459 
 Алания Алания 1 841 51 567 480 3 203 
СП – Средняя посещаемость, ОП – Общая посещаемость, СПД – Средняя посещаемость дома, СПГ - Средняя посещаемость в гостях
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2024.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх