Суперлиги: капкан коммерции

30 декабря 2012 13:15

Реагируя на инициативу создания объединенного чемпионата СНГ, Sportbox.ru обращает внимание на другие аналогичные проекты, в частности на территории Балтии и Бенилюкса, и не находит в них повода для оптимизма.

Балтийская лига: миллионы и бензин

Разговоры о возможности футбольного объединения в странах Прибалтики сейчас идут, но совсем не с тем энтузиазмом, как прежде. Какую-то актуальность теперь имеет разве что тема слияния сильнейших клубов Латвии и Литвы, тогда как Эстония на участие в этом виртуальном турнире вроде как не претендует. А ведь каких-то лет пять-шесть назад в этих краях царили совсем другие настроения. Тогда именно Таллинн считался центром нового и, как казалось, беспроигрышного проекта, известного как Балтийская лига. Впрочем, в официальном названии турнира ещё присутствовало имя букмекерской конторы, довольно крупной, а на территории Эстонии в некотором смысле даже монопольной, — именно она, видимо, и должна была обеспечивать рентабельность. Штаб-квартира лиги размещалась в офисе Эстонского футбольного союза, вице-президент которого (и президент клуба «Флора») Айвар Похлак возглавлял оргкомитет Балтийской лиги.

На бумаге всё было красиво и заманчиво: отмена национальных ограничений по легионерам, что должно было поднять спортивный уровень турнира, контракт с популярнейшим Первым Балтийским каналом, миллионы долларов от продажи рекламы и телевизионных прав, ни цента расходов из казны клубов-участников и даже совсем наоборот, премии за каждое заработанное очко — на манер Лиги чемпионов. Так жизнь будущей лиги грезилась её архитекторам в 2007 году, когда всё затевалось. А в 2011-м дело заглохло: некоторые клубы, в частности эстонские, не смогли потянуть расходов на переезды. И такой диссонанс — между суперприбылями в задумке и отсутствием денег на бензин в реальности — исчерпывающим образом характеризует прозу жизни прельстительного проекта.

Представление о характере турнира расширит короткая цитата из Сергея Подпалого, тренера латвийского клуба «Вентспилс», который был финалистом последнего на этот момент розыгрыша: «Балтийская лига чем-то напоминает наш Кубок Содружества, только без премиального фонда. Неудивительно, что команды предпочитают выставлять на игры вторые составы».

При этом стоит иметь в виду, что идея единого соревнования в Латвии, Литве и Эстонии имеет серьёзный общественный вес. По крайней мере, гораздо более серьёзный, чем, допустим, в России и Украине. На уровне сборных три прибалтийских соседа регулярно соперничают с 1928 года, причём такие встречи не прерывались даже в советскую пору. Традиции Кубка Балтии — так называется это соревнование — казалось, должны были гарантировать успех и клубному проекту, но этого не произошло.

Скорее всего, главным объяснением фиаско стоит считать отсутствие реального спортивного смысла. Если бы победители и призёры Балтийской лиги получали представительство в европейских кубках, едва ли участники решились бы ставить на матчи дублёров. Идея голой коммерции, положенная в основу проекта, на поверку оказалась нежизнеспособной.

Бенилига: журавль и синица

Достоянием публики стала в последнее время и идея Бенилиги — единого турнира клубов Голландии и Бельгии. В качестве возмутителя спокойствия выступил президент льежского «Стандарда» Ролан Дюшатель, который заявил, будто ведущие клубы стран-соседей: «Аякс» и ПСВ с голландской стороны, «Андерлехт» и «Брюгге» с бельгийской — уже дали согласие на выступление в таком чемпионате. Его состав, по мнению Дюшателя, могут сформировать восемь бельгийских клубов и двенадцать голландских — в соответствии с численностью населения. К новациям президента «Стандарда» тоже склоняют экономические резоны: «Без реализации этой идеи бельгийский футбол умрёт естественной смертью». Главным источником дохода новой лиги реформатор, насколько можно судить по его словам, видит телевизионные права.

Как и в случае с Балтией, здесь идея объединения тоже вроде бы имеет основательный базис. Экономические традиции Бенилюкса, который начинался как таможенный союз ещё в послевоенные годы, понятным образом влияют на общественные умонастроения. Наглядным примером готовности сторон к партнёрству на ниве футбола стало, например, совместное проведение Евро-2000. И тем не менее единодушия по поводу объединённого чемпионата и в данном случае не чувствуется. Голландские лидеры «Аякс» и ПСВ уже открестились от затеи, в причастности к которой их уличил Дюшатель. Клуб из Эйндховена, например, дал понять, что его вполне удовлетворяют условия сегодняшнего контракта с телевидением, который у Эредивизи заключён до 2025 года. Говоря иначе, журавлю в небе клубы Нидерландов предпочитает синицу в руках.

И опять-таки в контексте идеи здесь никак не звучит тема мест в континентальных турнирах. Возможно, голландские гранды проявили больше заинтересованности в новой затее, если бы были уверены, что не рискуют своими еврокубковыми перспективами. Пока же, насколько известно, позиция УЕФА состоит в том, что при объединении нескольких лиг в одну соответствующего слияния квот на участие в Лиге чемпионов и Лиге Европы не происходит.

Потому, не исключено, успех суперлиги СНГ будет в немалой степени зависеть от того, удастся ли инициаторам проекта убедить Мишеля Платини полностью сохранить для её участников имеющееся сейчас национальное представительство в европейских кубковых турнирах. Как свидетельствует опыт вышеназванных и других региональных лиг, без весомого спортивного стимула надежда сделать бизнес в футболе очень похожа на самообман.

Андрей Колесников, Sportbox.ru

Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2024.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх