Акула в костюме. Как спортсмены выбирают себе агентов

30 мая 2017 19:40

Обозреватель Sportbox.ru - о запутанных взаимоотношениях игроков НБА и их агентов.

«Наступает межсезонье – просыпается мафия». Чуть переиначенная присказка из знаменитой игры могла бы ёмко и детально описать начало самого напряженного периода в годичном расписании спортивного агента, если бы не одно «но».

Представители своеобразной касты – по-другому это сообщество и не назовёшь – крайне неохотно делятся информацией о своём расписании, особенностях профессии и том, где начинаются и заканчиваются полномочия спортивного агента.

Они дают интервью, рассказывают увлекательнейшие байки об «игроках, чьё имя я не буду называть», даже пишут статьи с интригующими заголовками а-ля «Искусство манипуляций: как стать агентом в НБА», но при этом мастерски демонстрируют филигранное умение выдавать минимум информации при максимуме объёма. Видимо, одно из первоочерёдных качеств для представителей данной профессии.

Они говорят, что лето – это самый напряжённый период; необходимо уделить повышенное внимание клиентам, которые выступают в постсезонке, нужно с удвоенным рвением окучивать молодёжь, которая выходит на драфт, прорабатывать дальнейшие опции для игроков, у которых летом истекают контракты, и так далее. Все агенты так или иначе сходятся в двух вещах.

https://twitter.com/TwolvesArmyRu/status/857278286887604224

Первое. Реальная агентская деятельность имеет мало общего с представлением о том, что в обязанности агента игрока входят постоянные вечеринки со звёздами спорта, кругосветные путешествия и первоочередное авторство в вопросе репрезентации «следующего Леброна».

– В 2016-м я провёл в дороге порядка 208 дней, это примерно 57 процентов, если за 100 взять 365 дней в году, – калькулирует Марк Бартельштейн. – Это без учёта времени на проведение переговоров с представителями клубов, игроками, их семьями и тренерами. Я бы сказал, что при таком графике вести активную ночную жизнь, мягко говоря, затруднительно.

Это говорит один из ведущих агентов НБА, который представляет интересы Гордона Хэйворда, Брэдли Била и многих других, у которого в подчинении находится целый штат помощников. Агентам рангом пониже приходится «путешествовать» ещё чаще и крутиться ещё активнее, чтобы занять свою нишу на этом рынке.

Второй аспект, с которым согласно большинство агентов, – в этой профессии есть определённые границы, но нет чётких правил. В конечном итоге работа агента – продавать. Сначала себя игроку, чтобы тот заключил контракт именно с тобой, затем игрока – клубам. И в том, и в другом случае не может быть порядка действий, который позволит добиться конечной цели.

– Каждый случай индивидуален, – подтверждает Берни Ли. – В одной ситуации нужно показать доскональное знание коллективного соглашения между профсоюзом игроков и НБА, а в другом – дать понять, что ты не просто ходячий свод правил и законов. Универсального подхода попросту нет.
https://twitter.com/TPGsportsgroup/status/867805839566020608

Чтобы стать «акулой в костюме» подвида «спортивных агентов», необходимо получить диплом по специальности «спортивный менеджмент и управление» (знание юриспруденции приветствуется), поднатореть в правилах лиги, в которой ты намереваешься работать, сделать экзаменационный взнос в размере 1000 долларов, сдать сам экзамен (в случае НБА – на знание коллективного соглашения (CBA) и правил агентской конвенции НБА (NBPA)).

И только затем, после того как вы сдали экзамен и оплатили лицензирование (да, платить за уже сданный экзамен тоже надо), перед вами откроется широкий выбор возможностей, состоящий из двух опций: а) прибиться к крупному спортивному агентству; б) организовать свою процветающую империю.

Сценарии разные, но в обоих нужно будет привыкнуть к мысли, что все уже куплено и поделено до вас. Главный секрет Полишинеля данной профессии состоит в том, что агенты начинают платить игрокам задолго до заключения профессионального контракта, надеясь добавить себе пару бонусных баллов.

Больше половины баскетболистов из первых Топ-30 драфта НБА получают отчисления от агентов. Так называемые «инвестиции в будущее» производятся по-разному: агентства оплачивают индивидуальную преддрафтовую подготовку молодых талантов, нанимают в качестве работников их родственников, делают пожертвования в благотворительные фонды игроков, а если те ещё не обзавелись таковыми, в церкви, прикреплённые к кварталу/району, в котором проживает семья игрока.

Суммы разнятся в зависимости от перспективности игрока. Прежде чем выложить 40 тысяч долларов за курс индивидуальных занятий в IMG Academy, агент должен чётко представлять, стоит оно того или нет.

https://twitter.com/PBAonTV5/status/782118147490877440

Все это делается с чётким осознанием степени риска. И речь прежде всего об отсутствии каких бы то ни было гарантий. Первый контракт, который в НБА называют «детский», не предполагает серьёзных процентных отчислений агенту, даже если игрок заключил с ним контракт после попадания в НБА. Поэтому все, что тому остаётся, – это продолжать инвестировать в игрока, использовать сотрудничество с ним в качестве репутационных гарантий при работе с новыми клиентами и надеяться, что тот не захочет сменить представителя аккурат перед заключением следующего соглашения. Что, учитывая конкурентную специфику профессии, происходит весьма часто.

За последние пару сезонов роль Колобка, ушедшего от заботливых бабушки с дедушкой, исполняли Норленс Ноэль, Клэй Томпсон, Джон Уолл, Эйвери Брэдли. Термин «poaching» (браконьерство) – один из самых часто употребляемых в профессии, причём браконьерствуют не только крупные агентства вроде Creative Artists Agency или Klutch Sports, которые соблазняют потенциальных клиентов громкими именами своих клиентов и суммарным количеством контрактов. Маленькие агентства тоже удачно пристреливаются, используя аргументы уюта и семейственности, – мы не столь масштабны, но если ты подпишешься, на тебя будет работать не один агент, а целая контора.

https://twitter.com/Octagon/status/611209548108562432

Не редки случаи, когда амплуа жертв примеряют на себя сами браконьеры. Современная молодёжь, с младых ногтей стремящаяся в большой спорт с его деньгами, прагматична. Поэтому некоторые из них не видят ничего особенного в том, чтобы до драфта вести переговоры (и соответственно принимать спонсорскую помощь) с несколькими агентами, а после выбирать в качестве официального представителя брата, отца или кого-нибудь из родственников. Как говорится, все деньги в семью.

Чтобы избежать подобных случаев, агенты стараются контактировать с особенно талантливыми игроками как можно раньше, чтобы изучить не только их собственные приоритеты, но и приоритеты его семьи, окружения. Джефф Остин, представляющий интересы Стефа Карри, Янниса Адетокумбо, Дэнниса Шрёдера, вывел для себя следующую формулу:

– Хороший агент должен обладать многими качествами, но главное, пожалуй, – это умение сохранять в себе искренний интерес к каждому своему клиенту. Не создавать иллюзию, а действительно заботиться об игроках и их семьях. Ты должен искренне хотеть знать, что ела дочка игрока на завтрак, почему его жена сменила причёску, какой из последних музыкальных альбомов ему понравился больше всего. Если вы будете жить их интересами, то получите не только достойное вознаграждение, но куда важнее – уважение всего сообщества. А именно на нем и строится репутация – главная ценность нашего бизнеса.

Звучит изящно и благостно, и, пожалуй, именно в этом главный парадокс профессии спортивного агента, – оставаться отзывчивым и исполнительным в условиях жесточайшей конкуренции, баснословных денег и холодного расчёта.

Комментарии Вконтакте Вконтакте Facebook Facebook
По теме
Еще
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2018.
Для лиц старше 16 лет

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Гранов Д.И.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх