«На гонках не хочется повторять себя прошлогоднего. Это крутой челлендж». Фотограф «Ф-1» — о работе, авторских правах и отношениях с коллегами

Александра Шубина 11 ноября 2019 13:08

Сергей Саврасов — один из немногих российских фотографов, кто работает на «Формуле-1». Всего за пару лет он прошел путь от начинающего автора до профессионального фотохудожника, которого репостят на своих страницах в социальных сетях пилоты главных автогоночных серий мира. О сложностях борьбы за авторские права, особенностях съемки «Формулы-Е» и поисках вдохновения — в интервью Sportbox.ru.

— Свою автоспортивную историю фотографии вы начали как болельщик «Ф-1», но что привело вас в мир фотографии как таковой?

— В мир фотографии меня привел старший брат в 2014 году. Тогда он предложил вместе начать снимать свадьбы в качестве подработки. Я согласился, потому что мне было интересно попробовать себя в чем-то новом в творческом плане, помимо музыки — я практически всю сознательную жизнь играю на гитаре в разных проектах. Мы купили одинаковые «зеркалки» Nikon D7100, несколько объективов, и начали делать портретные съемки, появились первые свадебные заказы. Так меня и затянул этот омут.

— Вы снимаете преимущественно в жанре «арт» — ярко, броско, творчески подходите к снимкам. Где вы черпаете вдохновение? Часто ли обращаетесь за этим к работам своих коллег по цеху?

— Вдохновение приходит в основном в процессе съемки. Когда я снимаю на треке, то всегда приходится действовать исходя из текущих обстоятельств: все зависит от погоды, света. Именно тогда в голове складывается картинка кадра, который хочу получить. Конечно, перед съемкой ты делаешь «домашнюю работу», составляешь примерный план на уик-энд. Но в итоге все равно финальный образ в голове создается уже на месте. Бывает и так, что идешь снимать в конкретное место с конкретной задумкой, а приходишь и все делаешь совсем по-другому. Поэтому вдохновение — интересная штука.

Фото: © Сергей Саврасов

Работы коллег смотрю, конечно же, как и все. А кто говорит, что не смотрит — тот обманывает. Бывает, видишь классный кадр и хочется его повторить — прежде всего, чтобы понять, как это было снято. Вообще разглядывать чужие снимки и расшифровывать, где эти кадры были сделаны, в какое время, с каким светом — довольное интересное умственное упражнение, полезное любому фотографу.

— Творческая фотография — простор для поисков различных интересных ракурсов, контрастов света и тени. Насколько тяжело в течение 3-4 дней искать постоянно разные планы и идеи, не повторяться?

— Когда ты первый раз на новом для себя автодроме — это довольно просто. Все в новинку, везде хочется успеть поснимать, сразу видится куча интересных планов. Но вот когда ты в течение одного сезона бываешь на одном и том же автодроме, скажем, три или четыре раза — это становится довольно тяжело. При этом ты не хочешь повторять себя прошлогоднего! Так что это достаточно крутой челлендж и классное испытание для воображения.

— В нынешнем сезоне вы в основном работали на «Формуле-Е». В чем отличия этой серии от «Ф-1» как в организационных вопросах, так и с точки зрения свободы для творчества?

— «Формула-Е» очень сильно отличается от «Ф-1» в плане структуры уик-энда и организации. Весь этап сжат в 2-3 официальных дня, гоночные сессии очень короткие. Поэтому приходится невероятно быстро работать. В «Ф-1» у тебя есть четверг на «раскачку», где ты можешь неторопливо снимать портреты, искать какие-нибудь интересные сюжеты, детали. Потом следуют три дня гоночных сессий, распределенные достаточно равномерно. Поэтому там не чувствуешь себя «загнанной лошадью», чего не скажешь про «Ф-Е». Хотя и это, вероятно, дело привычки.

Фото: © Сергей Саврасов

В плане свободы для творчества есть как плюсы, так и минусы. Прежде всего подкупает свободный доступ к пилотам и расслабленная атмосфера в паддоке в целом. Здесь никто из гонщиков не избегает камер и фанатов, они более дружелюбны, что ли, к фотографам. Зачастую они просто стоят перед боксами, общаясь друг с другом. Можно подойти и попросить кого-нибудь из гонщиков немного попозировать. Но с другой стороны, специфика временных городских трасс с огромными баннерами и сплошными защитными сетками в какой-то мере ограничивает возможности для съемки на самой трассе. Хотя и в этом тоже нет большой проблемы.

— «Формулу-Е» можно назвать более открытой, чем «Ф-1». Но так ли необходимо для съемок взаимодействие и общение с пилотами?

— Общение с объектом съемки — это всегда большой плюс для любого фотографа, а для портретного — просто жизненная необходимость. Только так можно раскрыть характер человека через фото. Но при работе над репортажем скорее действует обратное правило. Фотограф должен быть максимально отстранен от объекта съемки, чтобы не влиять на ход событий. Поэтому все зависит от задач фотографа. Но лично мне очень нравится общаться с пилотами, и я никогда не упущу возможности сделать красивый постановочный портрет, если такая имеется.

Фелипе Масса / Фото: © Сергей Саврасов

— В настоящее время большой проблемой является защита авторских прав. Многие считают, что если фотограф выложил свою работу в условный Twitter, то ее можно спокойно взять и опубликовать у себя, иногда даже не указывая авторства. Что думаете о данной ситуации вообще и как лично боретесь с «воришками»?

— Это действительно большая проблема в мире цифрового искусства, не только в фотографии. Это именно воровство как таковое. Но истоки у этого воровства могут быть разные: кто-то просто не задумывается и не знает, что так делать нельзя, кто-то не готов позволить себе тратить определенную сумму на объект интеллектуальной собственности, а кто-то делает это с умыслом. Лично я противник водяных знаков размером во всю фотографию, как делают некоторые фотографы. Но если ты используешь чью-то фотографию бесплатно, то хотя бы быть добр указать автора. Это как минимум простая вежливость. В идеале вообще хорошо бы спросить разрешения у автора фотографии на ее использование. Как правило, фотографы разрешают использовать свои фото с указанием авторства. Ведь все хотят немного внимания. Если у меня кто-то спрашивает об этом, я всегда разрешаю.

— В этом году вы впервые работали на легендарном марафоне «24 часа Ле-Мана». Насколько было сложно сутки держаться и продолжать искать идеи для снимков?

— Это была незабываемая неделя! Именно неделя, потому что ты начинаешь работать с понедельника и заканчиваешь вечером воскресенья. Впечатлений масса: от атмосферы всеобщего автоспортивного праздника до знакомства и опыта работы с одним из лучших гонщиков планеты — Жаном-Эриком Вернем.

Так как это был мой первый визит в Ле-Ман, особых проблем с поиском вдохновения не было — все было интересно, хотелось успеть поснимать в каждом повороте трассы. Особенно завораживают ночные съемки на треке, когда в полной темноте мимо тебя проносятся десятки ревущих монстров! Кроме того, у нас с ребятами из PR-команды Верня был определенный план съемок на эти сутки, поэтому я примерно знал, где и что буду снимать в каждый конкретный час. Так что проблем с идеями не было.

Фото: © Сергей Саврасов

На самом деле не спать приходится около 37-38 часов. Ты встаешь рано утром в субботу, а гонка заканчивается после обеда в воскресенье, но многие забывают, что потом еще нужно обработать снимки и отправить их клиентам. А еще неплохо было бы после гонки пообщаться с командой, пилотами, коллегами за бокалом шампанского. Итого в номер ты попадаешь около 10-11 вечера.

Где-то до 3 ночи работается достаточно легко, в 3-4 утра начинает резко наваливаться усталость. По советам более опытных коллег старался не спать до рассвета. Около 6 утра, выглянув в окно, подумал, что рассвета не будет — небо было в тучах. Но только собрался идти на уютный диван в ложе G-Drive Racing, как на небе показалось солнце. Пришлось срочно собираться и бежать на трассу. В итоге спать ушел около 8 утра. Поспал часок, вернулся в боксы и узнал, что проспал главное событие гонки для моей команды — поломку, стоившую G-Drive Racing победы в классе. В общем, не повезло мне в этот раз с выбором времени для сна, но зато отличные фотографии рассвета получились!

Фото: © Сергей Саврасов

— У гонщиков атмосфера в паддоке более соревновательная в период уик-энда, чем дружественная. Что сказать о фотографах? Вы больше соперничаете между собой (даже физически — за окошки на фотопозициях) или, напротив, советуетесь и помогаете друг другу?

— Конечно, дух соперничества присутствует в какой-то степени. Но все не так драматично, как может показаться со стороны, и никто за фотоокошки лица друг другу не бьет. Есть определенные, так скажем, «правила этикета» фотографов, если их не нарушать, то все будут вести себя очень дружелюбно. Наоборот, в 90% случаев, если ты обратишься за помощью к коллегам, они тебе помогут советом или делом. Так что в большей степени в фотосообществе присутствует взаимовыручка. Конечно, здесь большая конкуренция и никто своих сокровенных секретов тебе не выдаст, но и неприязни открытой друг к другу среди фотографов нет.

— Существуют ли сейчас тренды для автоспортивной фотографии (в частности для «Ф-1»)? Если да, то насколько сложно им следовать, да и нужно ли это следование творческим людям?

— Тренды, конечно же, существуют, как и везде. Но здесь следует разделять новостное и более художественное, имиджевое направление. В новостной фотографии абсолютный тренд — скорость доставки заказов клиентам. Фотоагентства реально соревнуются между собой в скорости загрузки кадров. В имиджевой фотографии продолжается тренд, заданный такими фотографами как Даррен Хит и Владимир Рысь — проводки на длинной выдержке, использование только естественного освещения, сильный контраст фотографий, интересное необычное кадрирование.

Льюис Хэмилтон / Фото: © Сергей Саврасов

Следовать трендам в новостном жанре безусловно необходимо, иначе вы будете просто неконкурентоспособны. Стоит ли следовать трендам в имиджевой фотографии — это хороший вопрос. Ведь ценность фотографии как художественного жанра, на мой взгляд, именно в открытии нового, нарушении старых догм и стереотипов. Нужно постараться раскрыть объект съемки с другой стороны, свежим взглядом. Здесь каждый решает сам для себя, исходя из личных предпочтений и вкусов.

Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще
MotoGP Ралли
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2024.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх