От простоты до абсурда. Как менялся формат квалификации в «Формуле-1»
Квалификация в «королевских гонках» выявляет не только самых быстрых, но и самых хитрых, что мы и увидели в минувшие выходные в Монце. Вышедшие в третий сегмент пилоты настолько хотели перехитрить остальных, что погубили сами себя, не успев начать последнюю попытку до истечения времени третьего сегмента.
Гран-при Италии. Леклер выиграл квалификацию
После итальянского хаоса некоторые задались вопросом, тесно к теме которого последний раз возвращались в 2016-м: нормально ли работает нынешний квалификационный формат и как к такому варианту пришли в «Формуле-1»? Вспоминаем и разбираем весь маршрут серии — от привычного к давно забытому.
В три фазы (2006 — наши дни)
Нынешняя система была введена в 2006 году и, в отличие от предшественниц, приковывала внимание зрителей на весь час, а также позволяла гонщикам не наматывать лишние круги. Она всегда включала в себя три сегмента, однако вплоть до 2010-го все было завязано на топливе.
Финальная десятка обязана была выезжать на свои попытки с наполненными на стартовый гоночный отрезок баками. Тут и начинались танцы с бубном: по сложной системе потраченное в Q3 количество топлива возмещали перед началом гонки. Поэтому пилоты в третьем сегменте занимались «выжиганием» этого самого горючего для получения большего его количества в воскресенье. Данная история закончилась в конце 2007-го, однако решение следующего сезона не до конца поменяло ситуацию.
«Компенсацию» отменили, но результаты все равно во многом зависели от количества топлива в баках. Проблема ушла после введения запрета на дозаправки в 2010 году — сейчас на поуле и правда оказывается самый быстрый, а не самый хитрый. Но в этом и кроется один из недостатков системы на выбывание: отсутствие смешанной стартовой решетки. Сниженный фактор шоу и сюрпризов дает о себе знать, несмотря на приковывающие взгляды напряженные первые два сегмента.
На выбывание (начало 2016-го)
Тот момент, когда из благих намерений попытались сделать лучше, а получилось, как всегда. К неплохо работающей «трехсегментной» системе добавили элемент соревнования на выбывание. Идея заключалась в исключении самого медленного через каждые 90 секунд, отсчет которых начинался за несколько минут до конца сегментов. В «Формуле-1» хотели таким образом добавить зрелищности и эффекта неожиданности, однако вышло все наоборот.
Формат был неоднократно подвергнут критике и задержался в серии всего лишь на первые две гонки сезона-2016. Командам гораздо важнее было экономить резину, поэтому и выбывали чаще не медленные, а более запасливые жертвы шинных ограничений.
Одна попытка (2003 — 2005)
Квалификацию поделили на две части. Сначала гонщики проезжали по одному быстрому кругу в пятницу, и по результатом заездов формировался субботний список: самый быстрый ехал последним, самый медленный — первым. Пилоты квалифицировались с уже наполненными на гонку баками, поэтому формирование стартовой решетки проходило не всегда по ожидаемым планам.
В 2004-м формат претерпел изменения. Во-первых, вся процедура стала проходить в субботу. Во-вторых, стартовый порядок в первом заезде определялся по итогам предыдущей гонки. Из-за такой близости сессий друг к другу результаты стали еще более зависимыми от внешних влияний — будь то дождь или смена температуры. Пилоты специально симулировали проблемы, чтобы в основной части квалификации ехать одними из первых. На следующий сезон в «Ф-1» придумали снова разделить оба действа на два дня: субботу — с почти пустыми баками, и воскресенье — с заполненными на гонку. Времена сессий было решено суммировать. В основном стартовая решетка определялась по временам субботы, поэтому воскресные заезды посчитали неэффективными и убрали после шести этапов.
В первых попытках некоторые гонщики экономили резину и оставались в боксах ради более выгодных условий, что не гарантировало поул реально самому быстрому. Однако зрители могли наблюдать за каждым участником квалификации, тогда как в нынешнем формате все внимание приковано к лидерам.
Ожидание фаворитов (1996 — 2002)
Тот случай, когда квалификацию можно было включать ближе к концу. Суммарно гонщики могли проехать всего 12 кругов, и последние минуты могли быть очень напряженными. Однако был один существенный недостаток…
В течение первых 40-50 минут большинство топовых пилотов оставалось в боксах, а по трассе ездили команды типа «Минарди», очищавшие траекторию от лишнего мусора. Единственной уловкой для выхода из подполья на трек мог стать лишь внезапный дождь.
Спектакль в двух действиях (1950 — 1995)
Самый продолжительный формат задержался в «Ф-1» на 46 сезонов. Тогда практически не было изменений, лишь некоторые корректировки. Например, в 1977-м была введена предквалификация. Участников в чемпионате в некоторые годы было настолько много, что пришлось создавать отдельную сессию для отсеивания самых медленных перед основным действом. Она продержалась вплоть до 1992-го, когда была убрана из-за ненадобности.
Сама же квалификация все это время придерживалась одной схемы. Проводилось две сессии: одна — в пятницу, вторая — в субботу. Непривычно, но тогда не было ограничений ни на топливо, ни на резину, а в зачет шел лучший результат из обоих дней. С 1993 года в «Формуле-1» ввели лимит — в каждом квалификационном заезде гонщик мог проехать максимум по 12 кругов. Недостатком двухдневного формата была, как и годами позже, проблема с погодой. Если в пятницу было сухо, а в субботу шел дождь, то второй этап отбора был совершенно бесполезным.
- «Нужно тоже удалить себе аппендикс» — Норрис о победной гонке Сайнса после операции
- Гонщик «Феррари» Сайнс одержал победу на Гран‑при Австралии, вернувшись в чемпионат после операции
- Ферстаппен сошел с дистанции Гран‑при Австралии из‑за поломки болида. Прервалась серия из 9 побед гонщика
- Экс‑четвертая ракетка мира Докич получила травму глаза в ходе Гран‑при Австралии
- Ферстаппен выиграл квалификацию Гран‑при Австралии, Сайнс — второй
- Семья Михаэля Шумахера выставила на аукцион часть коллекции часов семикратного чемпиона «Формулы‑1»
- Суд ЕС постановил исключить гонщика Никиту Мазепина из санкционных списков
- Хэмилтона лишат титула спустя 16 лет? Жуткий скандал в «Формуле-1»
- Ферстаппен одержал вторую победу на старте сезона «Формулы‑1», Леклер финишировал третьим
- Ферстаппен и Леклер будут стартовать с первого ряда в гонке Гран‑при Саудовской Аравии
- Ферстаппен показал лучшее время в заключительной тренировке Гран‑при Саудовской Аравии, Леклер — второй
- Сайнс пропустит гонку в Саудовской Аравии из‑за аппендицита
- Украденную у пилота «Формулы‑1» Ferrari нашли спустя 30 лет
- Ферстаппен выиграл первую гонку сезона «Формулы‑1» в Бахрейне, Сайнс — в тройке призеров
- Ферстаппен выиграл первую квалификацию нового сезона «Формулы‑1» в Бахрейне
- У Ферстаппена нет конкурентов? БЕТСИТИ оценил шансы нидерландца выиграть сезон «Формулы-1» и первую гонку года
- Обвиненного в неподобающем поведении главу «Ред Булл» оправдали
- Пилот «Формулы‑1» Норрис признался, что боится ездить по обычным дорогам
- Уилсон Фиттипальди умер в возрасте 80 лет. Экс‑владелец команды «Формулы‑1» подавился куском мяса и перенес остановку сердца
- Руководителя команды из «Формулы‑1» обвинили в домогательствах, он предлагал жертве сотни тысяч евро за молчание — СМИ
- Сайнс сделал заявление после выбора «Феррари» в пользу контракта с Хэмилтоном
- «Феррари» объявила о многолетнем контракте с Хэмилтоном, семикратный чемпион присоединится к команде в 2025 году
- «Мерседес» объявил об уходе Хэмилтона из команды после 2024 года
- «Макларен» подписал многолетний контракт с Ландо Норрисом на фоне слухов об интересе «Феррари»
- Шарль Леклер подписал новый контракт с «Феррари»
- Бывший гонщик «Формулы‑1» пережил остановку сердца после того, как подавился куском мяса
- Алонсо: «Не сразу осознаешь, на какие жертвы идешь ради «Формулы‑1». Думал, в этом возрасте у меня уже будут дети»
- «Мерседес» пытается вернуть трофей Хэмилтона, который оказался у фаната. Пилот не дарил никому памятный приз
- Россиянин Куцков получил трофей за победу в ЧМ по картингу из рук Ферстаппена
- «Еще больше ценишь то, что имеешь». Отец Макса Ферстаппена рассказал, что перенес операцию на сердце
- Ферстаппен выиграл последнюю гонку сезона «Ф‑1» и обошел Феттеля по числу побед, «Мерседес» стал вторым в Кубке конструкторов
- Ферстаппен выиграл последнюю квалификацию сезона в «Ф‑1»
- Расселл показал лучшее время по итогам первой практики на Гран‑при Абу‑Даби, Шварцман — восьмой
- Ферстаппен победил на Гран‑при Лас‑Вегаса, Перес на последнем круге уступил второе место Леклеру, но стал вице‑чемпионом
- Леклер завоевал поул на Гран‑при Лас‑Вегаса, Сайнс показал второе время в квалификации, но из‑за штрафа стартует 12‑м
Личный зачет
М | Гонщик | Очки |
1 | 454 | |
2 | 308 | |
3 | 305 | |
4 | 275 | |
5 | 246 | |
6 | 240 | |
7 | 122 | |
8 | 92 | |
9 | 81 | |
10 | 49 |
Кубок Конструкторов
М | Команда | Очки |
1 |
';
Ред Булл
|
759 |
2 |
';
Феррари
|
554 |
3 |
';
Мерседес
|
515 |
4 |
';
Альпин
|
173 |
5 |
';
Макларен
|
159 |
6 |
';
Астон Мартин
|
55 |
7 |
';
Альфа Ромео
|
55 |
8 |
';
Хаас
|
37 |
9 |
';
Альфа Таури
|
35 |
10 |
';
Уильямс
|
8 |
- Австралийский мотогонщик умер в возрасте 48 лет после болезни
- Чемпиона и лидера сезона MotoGP унесли с трассы на носилках после наезда соперника
- Марк Маркес и еще четыре мотогонщика из-за травм не выступят в гонке Гран-при Аргентины
- Испанский мотогонщик Эспаргаро получил тяжелые травмы после падения на Гран-при Португалии в классе MotoGP
- 22-летний голландский мотогонщик скончался после полученных травм в ДТП на соревнованиях
- Четыре человека погибли в результате аварии во время ралли в Венгрии
- В аварии на ралли в Новой Зеландии погиб 15‑летний гонщик
- Страшная трагедия на «Дакаре». Мотогонщик не смог выкарабкаться после аварии
- Испанский мотогонщик Фалькон погиб из‑за последствий аварии на ралли «Дакар»
- Болельщик попал в больницу после инцидента на первом этапе «Дакара»
Для лиц старше 18 лет
На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий
Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru