Гонщик без руки. Зачем «Формуле-1» Роберт Кубица?

Максим Иванов 06 мая 2019 17:32

Польский ветеран вернулся в «королевские гонки» после страшной аварии и восьми лет отсутствия за рулем болида с открытыми колесами. За четыре прошедших этапа возникает только один вопрос — зачем?

Карьера Кубицы началась стремительно и ярко: после нескольких сезонов в юниорских Формулах он с первого же захода стал чемпионом «Мировой серии», а уже в следующем году дебютировал в «Ф-1» за «БМВ-Заубер», заменив по ходу сезона ушедшего из команды Жака Вильнева. В первой же гонке Роберт заработал одно очко за 8 место, но позже был исключен из протокола из-за проблем с весом машины. Но грустил поляк по этому поводу не очень долго. Всего спустя месяц, в своей третьей гонке, он финишировал третьим, обеспечив себе полноценный контракт на следующий сезон.

А вот первый полноценный чемпионат выдался для Кубицы не слишком удачным. Он регулярно сталкивался с техническими проблемами, попал в жуткую аварию в Канаде, из-за чего пропустил этап в США, а также несколько раз останавливался в шаге от пьедестала и даже от победы. Зато в 2008-м стало ясно, что поляк может смело причисляться к ряду топ-пилотов. Он одержал победу в том самом Монреале, где годом ранее летал над трассой вниз головой, а также 6 раз занимал призовые места, завершив чемпионат четвертым.

Фелипе Масса и Роберт Кубица / Фото: © Paul Gilham / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

В 2009 году результаты резко пошли на спад, но это не помешало Роберту стать одним из главных претендентов на замену получившего травму Фелипе Массе в «Феррари». Тогда поляк отказал, логично предположив, что не сможет сходу адаптироваться в незнакомой машине. И он оказался прав: приручить довольно дерзкую F60 не удалось ни Луке Бадоеру, ни Джанкарло Физикелле. Но главное, что в скудерии обратили внимание на Кубицу. Спустя несколько лет поляк рассказал, что с ним велись переговоры и в 2010-м, и в 2011-м, но надеть красный комбинезон Роберту так и не довелось.

Виталий Петров и Роберт Кубица / Фото: © Mark Thompson / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

Сезон-2010 Кубица провел в «Рено» вместе с Виталием Петровым. Пока россиянин только осваивался в «Формуле-1», его напарник продолжал доказывать, что интерес со стороны «Феррари» более чем оправдан. В Австралии он финишировал вторым, а затем еще дважды поднимался на пьедестал в Монако и Спа. Следующий год он снова должен был провести в «Лотусе», сменившем «Рено», а в 2012-м уже точно составить пару Фернандо Алонсо в скудерии, но все эти планы перечеркнуло участие в раллийной гонке незадолго до старта сезона «Ф-1».

6 февраля 2011 года Роберт выступил в «Ралли Ронди ди Андора». На одном из спецучастков он потерял управление и влетел в отбойник, а отсоединившийся рельс безопасности пробил машину насквозь, нанеся серьезнейшие раны пилоту. Кубица получил множественные переломы руки и ноги, пролежав на операционном столе больше семи часов. Руку поляка собрали буквально по частям, хотя первоначально собирались ампутировать. В итоге в госпитале Роберт провел 2,5 месяца, перенеся 4 операции.

Большинство пилотов не вернулись бы за руль после таких травм, но только не Кубица. Уже в 2012-м он задумался о возобновлении карьеры, но в январе поскользнулся на льду в собственном дворе и повторно сломал правую ногу. Как уже многие догадались, даже это не остановило мужественного поляка. В сентябре он сел в машину WRC и сходу выиграл раллийную гонку в Италии.

В следующем году возвращение Кубицы стало официальным. Он заявился в чемпионат мира по ралли, заняв первое место в классе WRC-2. Развить успех не получилось, но за 4 сезона в WRC Роберт доказал, что даже с одной рукой он превосходит многих из тех, с кем соревнуется. Это породило в поляке мысли, что он еще может вернуться в «Формулу-1», чтобы закрыть свой главный гештальт.

Летом 2017 года Роберт договорился о тестах с «Рено», после которых босс команды Сирил Абитбуль заявил, что Кубица в полном порядке и может претендовать на место в составе черно-желтых в следующем сезоне. Но взвесив все за и против, французы остановили свой выбор на Карлосе Сайнсе, а поляк переключился на вариант с «Уильямсом», став одним из претендентов на место в британской конюшне. Однако в Гроуве тоже решили не рисковать, отдав предпочтение Сергею Сироткину, но предложив Роберту место тест-пилота. Кубица не отказался.

Польская мечта сбылась ровно через год. «Уильямс» не сумел предоставить гарантий прогресса российской стороне, так что место Сироткина стало вакантным, на что сразу же клюнули спонсоры Роберта, договорившись о контракте на сезон-2019. Тем самым британцы подтвердили, что к спорту и результатам их команда в данный момент времени не имеет никакого отношения. Клэр Уильямс назвала эту историю красивой сказкой, но как только стартовал чемпионат, суровая реальность моментально развеяла все волшебство.

Машина стала еще медленнее, а сам Кубица ничего не может поделать даже с собственным напарником — дебютантом «Ф-1» Джорджем Расселлом. Поляку откровенно не хватает скорости, а кроме того он допускает ошибки, отрицать наличие которых просто глупо. Также Роберт является потенциальной угрозой для коллег по пелотону, хотя пока все промахи касались только его самого.

Гран-при Азербайджана. Кубица разбил болид, квалификация остановлена

Вот и выходит, что Кубица, вроде бы, вернулся в «Ф-1», а на экранах телевизоров мы его практически не видим. Как и его польских спонсоров, которые от такого положения дел, безусловно, не в восторге. И ведь все стороны понимали, что так оно и будет, но зачем-то решились на изначально провальный эксперимент. «Уильямсу» нужны деньги, Польше — пилот в «Ф-1». Все остальное — вторично. Вот только одна сторона теперь открыто недовольна предоставленной машиной, а другая намекает, что другой их пилот явно посильнее будет.

Каков же вывод из всей этой истории? С одной стороны, Кубица уж точно заслужил шанс вернуться и попробовать все сначала, но с другой, он прекрасно осознавал, не мог не осознавать, чем этот шанс для него закончится. Пилот, который уже вошел в категорию топ и потенциально считался чемпионом мира, вынужден плестись на последних местах, проигрывая в одну калитку даже собственному партнеру. Да еще и не по своей вине бросает тень на все эти «королевские» звания главной гоночной серии мира, в которой, получается, есть место даже для одноруких пилотов. Нужны ли такие возвращения «Формуле-1», когда за ее бортом остаются те же Сироткин и Эстебан Окон? Сомневаюсь.

Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще
MotoGP Ралли
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2024.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх