Супер-поул, плей-офф, альтернатива ДРС... Какие правила из других серий не помешали бы «Формуле-1»

Александра Шубина 29 января 2021 13:37

Мы решили посмотреть, что «Ф-1» может перенять из своего прошлого и других современных серий для модернизации существующих правил.

Супер-поул и очки за квалификацию («Формула-Е», ДТМ)

В «Формуле-1» за 70 лет своего существования перепробовали множество видов квалификаций – от двухдневного до «на выбывание». Однако комиссия до сих пор не присмотрелась к незамысловатому и довольно интригующему формату супер-поула, которым «электричка» пользуется уже седьмой сезон. По итогам квалификационной сессии (в «Ф-Е» пилотов делят на четыре группы и дают по шесть минут на каждую) топ-6 финишировавших автоматически попадают в супер-поул. После эти пилоты, начиная с самого медленного и заканчивая быстрейшим, по очереди выезжают на трассу лишь на один быстрый круг, таким образом формируя первую шестерку стартовой решетки.

Подобный формат не только держит всех в напряжении до самого конца, но и повышает риск и последствия ошибки гонщика – во время нынешней квалификации «Ф-1» в рамках каждого сегмента у пилотов есть несколько кругов на попытку исправить оплошность.

Еще одна не менее замысловатая мера – начисление очков в квалификации. Если немного переработать практику «Формулы-Е» (очки за поул) и ДТМ (очки за топ-3), то можно «раздавать» очки первой десятке – это может помочь средней группе.

Местный «Инди-500» («Индикар»)

Возможно, для привлечения аудитории «Ф-1» не помешало бы сделать свое большое и в будущем традиционное отдельное мероприятие внутри серии – при этом, чтобы на него могли заявляться новички из других чемпионатов. Существует, правда, одна большая сложность – «королеве автоспорта», постоянно гонящейся за большим количеством этапов в году, было бы сложно выкроить целый месяц на подготовку к одному-единственному уик-энду. Эту проблему можно решить сокращением гонок в сезоне (допустим, до 19-20) – тогда команды смогли бы найти три недели на один особенный этап. Каждый год его бы проводили на одной и той же трассе, и за топ-10 начисляли бы двойные очки (мотивационный бонус для команд).

Реверсивная стартовая решетка + две гонки за уик-энд («Формула-2», «Формула-3»)

Подобную идею (для эксперимента на 4-5 этапах) даже обсуждала комиссия «Формулы-1» в 2019/20 годах, однако «Мерседес» был против – из-за этого внедрение инновации пришлось отложить. В чем она заключалась: в субботу вместо классической квалификации проводилась бы спринтерская гонка (которая в несколько раз короче обычного Гран-при), стартовая решетка которой формировалась бы в обратном порядке личного зачета, и по итогам заезда в воскресенье стартовал бы традиционный заезд. Такое нововведение противоречит многолетним традициям одного-единственного воскресного гран-при и повышает возможность «случайного» или не совсем заслуженного победителя (на некоторых узких трассах обгонять пилотам слишком сложно). Но зато создает больше элементов шоу (как и хотели в «Либерти Медиа») и увеличивает интригу. Более того, из опрошенных «Формулой-1» фанатов только 15 процентов проявили интерес к предложенному формату – многим нравится современная квалификация, и не факт, что они были бы согласны на ее замену.

Push-to-pass («Индикар»)

В современной «Ф-1» существует технология ДРС – в точках детекции на трассе пилот, находящийся позади другого в не более чем одной секунде, может открыть заднее крыло и за счет уменьшения воздушного сопротивления увеличить скорость машины и обогнать соперника. Проблема такой системы в ее «искусственности» – ты просто можешь дождаться зоны ДРС, нажать кнопку и совершить маневр. Push-to-pass же позволяет вести настоящую борьбу не только в пределах нескольких задуманных организаторами зон на треке – на некоторое ограниченное время по ходу заезда пилоты могут поднять мощность мотора где угодно. Такой механизм позволяет гонщикам атаковать в любой нужный момент.

Плей-офф (НАСКАР)

Каждый год в НАСКАР перед последними десятью гонками (плей-офф) отбираются 16 пилотов, выигравших хоть один этап сезона. Если победителей оказалось меньше 16, то остальных добирают за счет набранных очков. Участникам плей-офф создают равное количество очков (можно сказать, их обнуляют), и у каждого из них есть шанс за эти десять уик-эндов вырваться вперед и стать чемпионом серии.

В «Формуле-1» такая система позволила бы крепким середнякам навязать борьбу лидерам основного чемпионата или хотя бы дольше бы сохраняла интригу. С другой стороны, плей-офф, можно сказать, обесценивает все предыдущие гонки сезона.

Закрытие пит-лейна на время выезда сейфти-кара (НАСКАР, «Индикар»)

Подобная практика позволяет избежать «бесплатной» остановки в боксах – как только объявляют о выезде машины безопасности, пит-лейн закрывают до тех пор, пока сейфти-кар не соберет на собой весь пелотон. Такой механизм часто ставит команды перед выбором между свежими шинами и хорошей позицией на трассе. Это может привести к изощренным тактическим решениям и, возможно, более случайным результатам. Например, ехавший первым может поменять шины и стать одним из последних, а пилоты средней группы могут попробовать сохранить текущий комплект и выйти в лидерство.

* Соцсеть, признанная в России экстремистской

Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще
MotoGP Ралли
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2024.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх