Галицкий – Федун. Футбол и внешние эффекты

Есть много причин, по которым «Спартак» и «Краснодар» постоянно существуют в одной плоскости сравнений. Не избавлены от параллелей и хозяева клубов. И, наверное, мало кто из интересующихся футболом не задавался вопросом: почему получается у одного и не получается у другого?

На самом деле, почему? Почему один клуб всё время идёт в гору и вот уже претендует на место, о котором ещё год назад никто вокруг не мог и помыслить, а второй болтается, в том числе и в таблице, будто без руля и ветрил? Почему один стал в футбольных умах образцом организации дел, а другой воспринимается обществом скорее как неиссякаемый источник поводов для скепсиса и усмешек?

Ведь там и там миллиардер. Там и там основательный подход. Там и там классная академия. Там и там новый стадион. Там и там красно-белые души. Но почему же на выходе всё так по-разному?

Наверное, в поисках ответа имеет смысл вернуться назад, в стартовую точку. К тому моменту, когда нынешние хозяева решили завести себе футбольный клуб. Уловив изначальный импульс, проще понять весь дальнейший путь.

Леонид Федун принял «Спартак» летом 2004-го. Он взял клуб, с которым на тот момент никто в стране даже близко не мог равняться авторитетом. Он стал хозяином самого крутого бренда в самом крутом виде спорта.

Что движет человеком, который берёт самый дорогой товар в самом дорогом заведении? Какие внутренние мотивы лежат в основе такого шага?

Конечно, среди прочего это и способ самоутверждения. Человек подчёркивает свой статус, говорит миру: смотрите, я — номер один! Не исключены при этом и мотивы рациональные: обладание уникальным продуктом предполагает и уникальные возможности для извлечения дивиденда, причём не только имиджевого.

Сергей Галицкий организовал «Краснодар» в 2008-м. И начал с самых низов — со второго дивизиона.

Что движет человеком в такой ситуации?

Честолюбие — едва ли. По крайней мере, далеко не в первую очередь. У Галицкого имелась, например, возможность взять брошенный ФК «Москва», но этот прямой билет в высшее футбольное общество не вызвал у него никакого интереса. Возможно, подсказкой стоит считать слово «удовольствие», которое звучит в интервью Галицкого, кажется, чаще любого другого. Он затевал свой проект не ради того, чтобы поразить кого-то вокруг, не ради демонстрации окружающим своей крутости, а для себя. Можно сказать, для души.

Весьма занятный результат даёт попытка сопоставления позиций двух уважаемых господ по некоторым вопросам клубного устройства.

Вот, к примеру, спартаковский босс объясняет необходимость вложений в академию: «Детский футбол — основа будущей рентабельности «Спартака». А вот по аналогичной теме высказывается босс краснодарский: «Выращиваю футболистов только для своего клуба».

Из предыдущего тезиса ясно, что Федун рассчитывает сделать клуб предприятием рентабельным. Частным примером такой установки можно считать тот же тушинский проект, в рамках которого вслед за стадионом предполагается возведение приличных площадей жилой и коммерческой недвижимости. Галицкий же финансовую суть своего клуба облекает в формулу «планово-убыточный пожизненный проект».

Федун говорит: «Роль тренера — 10 процентов». Галицкий ему заочно возражает: «Базисная ошибка здесь в том, что в процентах это не меряется».

Федун от своей команды держится на дистанции. С футболистами встречается раз-другой за сезон. Объясняет так: «У игроков должен быть один батька-командир — тренер». Галицкий со своей командой, можно сказать, живёт. Видит её чуть ли не каждый день, присутствует на тренировках, погружён в бескрайний массив специальной тренерской информации.

В общем, очень похоже на то, что для Федуна футбол — такая же по сути сфера, как нефть, ценные бумаги или страхование. И клуб он намеревался строить по лекалам обычного бизнеса — с графиками, процентами и прочими атрибутами деловитости. Рассчитывая, вероятно, и на инерцию великого имени, которое само должно было притягивать победы — примерно так, как по известному убеждению деньги идут к деньгам.

У Галицкого, конечно, производство не массовое. Здесь индивидуальный проект, ручная работа. Здесь всякая мелочь пропущена через себя, пережита и исполнена с тем самым удовольствием, ради которого всё и затевалось. Здесь в основе не результат, а процесс, не место, а игра, дистанция здесь интересней финиша.

Вот ведь парадокс. В одном случае побудительным мотивом был результат, в другом — процесс. В первом случае результата нет, во втором есть.

Наверное, футбол ещё и потому держит в своей власти планету, что его невозможно рационально истолковать, разложить на слагаемые. Что одной только холодной головы тут для победы недостаточно. Что основой успеха может стать такая совершенно легкомысленная с точки зрения вовлечённых в оборот миллиардов материя как любовь. К игре, разумеется, любовь, к делу, которым занимаешься.

«Спартак» — «Краснодар». Голы

…Как-то Сергей Галицкий немножко брюзжал по поводу современной молодёжи: «Если у меня приезжает мальчик из юношеской сборной, это сразу видно. Гетры натягивает выше колена, оранжевые бутсы, и обязательно на тренировку надо надеть майку сборной, а не клуба. Думаю, это неуважение к партнерам, непонимание, что главное — футбол, а не внешние эффекты».

К предмету нашего разговора эта история не имела бы ровно никакого отношения, если желание пустить пыль в глаза уходило вместе с детством. Но увы. Мальчики вырастают, становятся серьёзными и важными, а искус натянуть перед пацанами оранжевые бутсы у некоторых остаётся…

Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2024.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх