«Наш Сноудэн». Фильм о Родченкове представлен на престижном кинофестивале

20 января 2017 23:04

В современном кинематографе пора вводить новый жанр. К «криминалу» и «драме» вполне можно добавить «разоблачение». И не было бы такой категории без допинговой «империи» – России, о которой за последний год сняли больше разоблачительных фильмов, чем боевиков с Джеки Чаном. На престижном фестивале независимого кино Sundance 20 января была представлена очередная документалка «Икар», главным героем которой стал Григорий Родченков.

Предыстория

С Родченковым, возглавлявшим антидопинговую лабораторию в Москве, широкая общественность познакомилась год назад, когда он рассказал New York Times о допинговых делах, которые творятся в России и к которым он приложил руку. Как оказывается, сделал он это с подачи своего знакомого Брайана Фогеля, режиссера, который два года изучал так называемую российскую допинговую программу поддержки. Именно Фогель помог Родченкову получить убежище в США. Выгоду для себя он тоже извлек, сняв «триллер» — так он назвал фильм о допинге.

— Я понял, что фильм, который собирался снять по этой истории, получится намного круче, чем я ожидал, — рассказал Фогель. — Но если смотреть с другой стороны, мне приходили в голову такие мысли: «Боже, это реально страшно.
https://twitter.com/TheWrap/status/822511617946456064

Фильм

Фогель принимал активное участие в съемках не только как режиссер, но и как действующее лицо. Дело в том, что он — давний поклонник Лэнса Армстронга, известного американского велогонщика, уличенного в употреблении допинга, и любитель велоспорта в целом. Фогель решил проверить на себе действие стероидов во время гонки. Первая половина фильма полностью посвящена исследованию влияния допинга на человеческий организм на примере режиссера, оседлавшего велосипед. В конце он приходит к недоумению, как Армстронгу удавалось многие годы обманывать допинг-офицеров и скрывать употребление допинга. «С допингом ты можешь восстанавливаться быстрее и тренироваться больше, — пришел к выводу Фогель. — Но он не сделает тебя Армстронгом».

Изначально предполагалось, что участие Родченкова будет носить консультативный характер. Фогель, держа в голове идею об Амстронге, советовался с ним, как можно было бы скрыть допинг, обсуждал нюансы сдачи допинг-проб, в результате чего мужчины подружились. Когда Родченков стал фигурантом скандала, Фогель понял, что его киноработа, к монтажу которой он уже приступил, скоро зацветет новыми красками.

Поэтому вторая половина посвящена доктору, которого режиссер назвал «нашим Эдвардом Сноуденом». Повторив еще раз историю о государственном покровительстве допинга и прямых указаниях обманывать ВАДА из Кремля, Родченков сказал, что 13 золотых наград Олимпиады в Сочи — лишь его заслуга. После смерти двух своих коллег из РУСАДА Родченков всерьез испугался за свою жизнь и попросил Фогеля о защите. Так он оказался в Калифорнии под программой защиты американского правительства. Также в фильм включены интервью адвокатов и журналистов о Родченкове, который, по его собственным заявления, стал изгнанником в родной стране с подачи лично президента России, бывшего министра спорта и российских СМИ.

— У нас принято считать, что если есть заблуждения о работе какой-либо системы, то полиция сумеет вернуть все на свои места, — отметил Фогель. — Однако когда ты понимаешь, что полиция на самом деле работает в рамках этой системы — на правительство, атлетов и все они обманщики, это шок.

Название — тоже отсылка к Родченкову. Икар — персонаж древнегреческой мифологии, который проявил самоуверенность и, несмотря на наставления отца, подлетел на сделанных им крыльях слишком близко к солнцу — и сгорел. Это прямая аналогия с Родченковым, который, рассказав слишком много, приблизился к солнцу, но чудом избежал трагического конца.

Вот первый комментарии зрителя, посмотревшего «Икара».

— Если бы я не увидел все своими глазами, не поверил бы, что это правда, — написал на сайте любителей кино Кевин Возняк. — Это один из самых диких документальных фильмов, которые я видел. Сначала на экране показывают местами забавные процессы сокрытия допинга — уколы, кровь, кровоподтеки. Но затем акцент фильма резко смещается на Родченкова, это очень сильно! Он рассказывает об угрозах жизни, смертях коллег. Не могу в это поверить, честно говоря.
— Я надеюсь, что фильм увидят сотни миллионов людей, — сказал Фогель. — Это откроет многим глаза.

Впереди еще пять показов в рамках «Санденса», а затем — борьба за звание лучшего документального фильма фестиваля.

По теме
Еще
© ОАО «Спортбокс» 2007 — 2017.
Для лиц старше 16 лет

Наверх