Как зарабатывают российские стадионы? От собственной кухни до концерта Rammstein

Василий Богданов 19 марта 2016 10:48

В пятницу 18 марта на факультете «Менеджмент в игровых видах спорта» Бизнес-школы RMA состоялся круглый стол, посвященный рентабельности новых российских футбольных стадионов. Подробнее о мероприятии — в нашем материале.

Встреча с представителями клубов премьер-лиги началась с презентации, в которой речь шла о европейских стадионах, — для наглядного сравнения. В частности, приводился пример «Эмирейтс», где принимает соперников лондонский «Арсенал». Арена обошлась столичному клубу примерно в 470 миллионов фунтов, и при том, что ежегодно благодаря ему в казну поступает порядка 100 миллионов коммерческих доходов, последние выплаты по кредитам на строительство должны быть осуществлены в 2023 году. А «Бавария» за свою великолепную «Альянц-Арену», которая считается самым посещаемым стадионом Европы, и вовсе расплатилась на 16 лет раньше намеченного срока.

«Эмирейтс» / Фото: © Gettyimages/Fotobank.ru

В связи с этим было крайне интересно послушать о российском опыте в данной области. К сожалению, выступавшие совсем не горели желанием делиться конкретными цифрами. К «Краснодару» и ЦСКА это имеет отношение в меньшей степени, так как их стадионы еще даже не сданы в эксплуатацию, а вот первые данные по доходам «Открытие-Арены» наверняка уже известны. Впрочем, слушатели все равно почерпнули немало интересного из рассказанного, тем более что у каждой арены есть своя «фишка».

ЦСКА

Стадион ЦСКА / Фото: © pfc-cska.com

У армейцев она заключается в офисном центре, который по сути встроен в сам стадион. Как рассказал старший менеджер клуба по развитию Владимир Юрин, 142-метровая угловая башня, где и будут располагаться помещения под аренду, должна стать серьезной статьей дохода. Для России это уникальное явление, а в Европе наличием офисов при стадионе может похвастаться лишь стадион «Паркен» в Копенгагене.

Тем, кто переживает по поводу того, как менеджеры в дорогих костюмах и болельщики с флагами, файерами и кричалками будут уживаться в одном месте, можно успокоиться. Потоки офисных работников и фанатов пересекаться не будут — для каждой группы имеются свои входы и этажи.

С помощью тех, кто собирается разместить свои фирмы в этой самой башне (а это примерно 4 тысячи человек), ЦСКА планирует увеличить и аудиторию собственно матчей. В связи с этим для офисных работников будут созданы максимально комфортные условия — база ДЮСШ, куда можно будет отдать ребенка, медицинский центр, фитнес-клуб, пункты питания. Словом, все необходимое в непосредственной близости от рабочего места.

Правда, все далеко не так просто. Во-первых, опыта подобной деятельности у армейцев, конечно, нет, поэтому клуб пользуется услугами консалтинговой фирмы, которые наверняка стоят немало. Во-вторых, из-за непростой экономической ситуации в стране новые игроки на рынке офисной недвижимости сейчас не так востребованы, как несколько лет назад. Так что ЦСКА будет искать альтернативные источники заработка, предоставляя арену под деловые и торжественные мероприятия, выставки, экспозиции и прочее.

«Арена Химки»

«Арена Химки» / Фото: © fckhimki.ru

После рассказа генерального директора АУ «Арена-Химки» Александра Зайцева в зале раздались аплодисменты, и не только потому, что его действительно было приятно слушать. Все дело в том, что это муниципальный объект, который включает в себя два футбольных стадиона, баскетбольный центр и площадки для мини-футбола, а значит, все деньги, полученные за его аренду, идут в областной бюджет. Иными словами, руководству «Арены-Химки» куда сложнее зарабатывать, чем всем остальным.

Выход из этой ситуации был найден, и весьма эффективный: вместо того, чтобы просто предоставлять помещения под различные мероприятия, специально созданная коммерческая служба стадиона предлагает еще и организаторские услуги. К примеру, именно здесь открылась первая в стране школа бокса Роя Джонса, недавно получившего российское гражданство. А в том самом холле, через который футболисты обычно попадают в раздевалки, не раз и не два проходили научные конференции и даже концерты.

Другое дело, как признался Зайцев, получаемая прибыль не позволяет надеяться на какое-то развитие или расширение. В 2015 году объект получил 160 миллионов субсидий, а заработал всего на 10 больше. Тем не менее «Арена-Химки» доказала, что даже в столь непростой ситуации стадион может быть рентабельным, и это не может не вызывать уважения.

«Краснодар»

Стадион «Краснодара» / Фото: © www.fckrasnodar.ru

От «Краснодара» на мероприятие приехал генеральный директор нового стадиона клуба Алексей Жуковин, для которого этот объект не первый в карьере. Именно он, например, занимался подготовкой арены во Львове, принимавшей матчи чемпионата Европы 2012 года. За свою работу он тогда был признан лучшим спортивным менеджером мира в возрастной категории до 35 лет — звание, присуждаемое всемирно известной организацией The Stadium Business Awards. Наличие в команде Сергея Галицкого такого профессионала само по себе гарантирует высокое качество краснодарской арены, которая будет сдана в эксплуатацию будущим летом.

Правда, Жуковин не смог рассказать в подробностях о том, как стадион собирается зарабатывать: для начала его нужно достроить. Тем не менее он сообщил, что клуб намерен сам заниматься питанием и создать под это дело собственное кухонное производство. Всего на арене будет 29 пунктов с фаст-фудом и 6 ресторанов различной категории комфорта. А вот официальных магазинов клуба на стадионе открывать не планируется — 6 киосков с атрибутикой расположатся в прилегающем парке, на который у руководства тоже большие виды.

«Краснодар» намерен шагать в ногу со временем и по полной использовать современные технологии. В данный момент разрабатывается официальное приложение с двумя видео- и четырьмя текстовыми информационными каналами, которые откроют большие возможности для привлечения спонсоров. Кроме огромного медиаэкрана по всему периметру крыши (460 квадратных метров), на стадионе будет порядка 300 мониторов, где помимо повторов опасных моментов планируется транслировать рекламу. На всей территории объекта собираются ввести безналичные платежи — как, например, на «Открыте-Арене».

«Открытие-Арена»

«Открытие Арена» / Фото: Василий Пономарев

В Тушине должен появиться самый крупный объект из всех вышеперечисленных — его общая площадь составит 230 гектаров, рассказал коммерческий директор «Спартака» Александр Атаманенко. Кроме собственно стадиона и базы красно-белых, здесь будет расположен жилой комплекс, где смогут разместиться более 30 тысяч человек. С каждым годом на прилегающей к арене территории будут появляться новые объекты. Так, например, в апреле должны открыться «Зал Славы», а также спортбар.

Доходы же стадиона Атаманенко разделил на четыре блока — проведение мероприятий, ежедневный бизнес, аренда помещений и спонсорская активность. И если последние три по большому счету ничем не отличают арену от конкурентов, то первая — его «фишка». Размеры объекта позволяют ему принимать, к примеру, концерты мировых звезд шоу-бизнеса, хотя это возможно лишь в короткий период с конца мая до середины июня, когда стадион не задействован в футбольных целях. Этим летом на арене состоятся выступления Ланы дель Рей, Rammstein и Red Hot Chili Peppers. 

Кроме того, немало интересного происходит и на прилегающей к стадиону территории. Ее очень часто используют под тест-драйвы — с такими просьбами в клуб обращались практически все известные производители автомобилей. А совсем недавно здесь прошел фестиваль красок, который посетило более 15 тысяч человек.

Нужно также отметить, что стадион неплохо зарабатывает на продаже своего названия. Конкретные цифры Атаманенко называть не стал, но намекнул, что она чуть-чуть меньше той, что приносит «Баварии» «Альянц-Арена» (8 миллионов евро в год).

Тем, кто хочет арендовать стадион под свои нужды, предлагается целый пакет услуг, который включает в себя обеспечение безопасности, сервис, помощь в реализации билетов, уборку и многое другое. Всего в год на «Открытие-Арене» проходит 150–170 мероприятий, а в скором времени руководство стадиона планирует повысить их количество до 250.

Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2024.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх