Максим Митрофанов: В финансовом регламенте РФС есть идейные ляпы

28 апреля 2015 09:51

Генеральный директор петербургского «Зенита» Максим Митрофанов поделился мнением относительно финансового регламента, который может появиться в российском футболе, найдя слабые места в документе, а также добавил, что введение потолка по каждому конкретному игроку невозможно.

— «Зенит» предлагает свою альтернативу финансовому регламенту?

— Не нужно изобретать велосипед! Мы действительно отстаем от Европы по части регулирования финансовой деятельности профессиональных клубов, — отметил Митрофанов. — Но почему-то вновь пытаемся решить проблему с помощью ограничений. Такое ощущение, чтобы чего-то добиться, обязательно нужно запретить, ограничить и ввести жесткие рамки. УЕФА идет по другому пути. Их финансовый контроль — лишь один из компонентов лицензирования футбольного клуба. «Зенит» выступает за финансовый регламент, который будет создан на базе fair play УЕФА. Если мы в российском футболе хотим получить эффективную систему, нужно не запрещать, а задавать стандарты развития, говорить, куда идти. И делать это постепенно, с помощью лицензионных требований.

— То есть можно просто скопировать финансовый регламент УЕФА?

— В английской премьер-лиге, к примеру, на основе правил УЕФА создан свой финансовый регламент, но показатели в нем более мягкие. Мы считаем, что так же нужно делать и в России. Ввести финансовое регулирование не на уровне федерации, а на уровне лиги. 5–6 российских клубов, которые участвуют в еврокубках, уже проходят процедуру финансового лицензирования в УЕФА. Получается, по сравнению с остальными командами они в неравных условиях. Эти клубы успешны в спортивном и финансовом плане, но на них налагаются ограничения от УЕФА. Зато все остальные, кто не участвует в еврокубках, могут делать все что угодно. Хочется, чтобы в России все были в равных условиях.

— Как, на ваш взгляд, в этой ситуации могут взаимодействовать РФС и РФПЛ? И как быть клубам, если им станут навязывать странный, по их мнению, документ?

— Сама идея обратить внимание на финансовое регулирование — правильная! Делать это в каждой лиге с учетом ее особенностей — тоже правильно. Создав российский вариант финансового регламента, РФС должен направить его проект в наши лиги. Их у нас, как известно, три. Лиги в, свою очередь, должны обратить внимание РФС: на уровне УЕФА подобный регламент для клубного футбола уже существует. А значит, противоречий в документах РФС и УЕФА быть не должно. Нужно просто выделить свои критерии для каждой лиги, исходя из целей и задач. Тогда каждый клуб будет четко понимать, что он должен делать для перехода из ПФЛ в ФНЛ или из ФНЛ в премьер-лигу не только в спортивном плане. А клубы РФПЛ, в свою очередь, получат вектор, как им надо развиваться, чтобы становиться все более и более состоятельными. Это и есть основная задача финансового fair play УЕФА.

— В финансовом регламенте, предлагаемом РФС, есть слабые или спорные места?

— Есть странные вещи. Идейные ляпы. Скажем, устанавливаются ограничения по части зарплат, но они не касаются средств, выделяемых на аренду жилья, предоставление автотранспорта для игроков и так далее. Но ведь в этом кроются огромные риски. У наших клубов — разные формы собственности с различной системой аудита. Так деньги вообще могут уйти не то что из-под контроля — из легальной сферы. Другой вариант обхода предложенных правил — игрок будет зарабатывать деньги, которых он стоит, но получать их станет по-другому — через рекламные контракты. И чего мы так добьемся? А вот когда мы говорим о контроле работы всего клуба, всех его систем, как в финансовом fair play, тогда возможностей для недобросовестных маневров будет гораздо меньше. В том числе и потому, что принципы УЕФА позволяют оценивать все клубы одновременно и сравнивать их показатели. Если в одной команде игрок получает 1 миллион рублей, а в другой футболист такого же уровня — 10 миллионов, то становится понятно: кто-то кого-то вводит в заблуждение.

— В «Зените» возможно введение потолка зарплат?

— Он уже есть. «Зенит» же лицензируется по стандартам УЕФА. В соответствии с ними установлен и потолок заплат. Никто не имеет полномочий устанавливать потолок зарплаты каждому конкретному игроку. Это нарушение регламентов ФИФА и УЕФА, которые регулируют права футболистов. Так что речь о потолке клубного зарплатного фонда.

— Говорят, РФС предлагает платить молодым игрокам не более 9,99 миллиона рублей в месяц.

— По факту — это 120 миллионов рублей в год. То есть порядка 2,5 миллиона евро. Это большая зарплата. Но в то же время получается, ею ограничивается уровень звездности. А если это уже суперзвезда и поднимает уровень российского футбола? С другой стороны, если два игрока выполняют один и тот же объем работы, они имеют право на примерно одинаковую зарплату. Представьте, условный Халк и условный Шейдаев начнут приносить команде одинаковую пользу. Но мы скажем: Шейдаев может получать только 200 тысяч рублей, потому что ему мало лет. Я категорически против того, чтобы платили за возраст, а не за качество. Если уж устанавливать клубам ограничения, говорить, что они не могут платить суммы, которые не зарабатывают, то нужно применять европейскую систему оценки, а не придумывать свою. Она поставит перед клубом цель — не просто получать деньги от спонсора, а оказывать ему реальные рекламные услуги, увеличивать аудиторию — рынок сбыта для этой самой рекламы.

— Правда ли, что финансовым регламентом предусматривается наличие двух джокеров, на которых потолок зарплат не распространяется?

— Тогда они будут получать зарплату за половину команды, и делиться с остальными. Вот вам и fair play. Примитивная, но возможная в данном контексте схема.

— А если клуб в какой-то момент окажется в ситуации, когда не сможет платить своему футболисту определенную сумму?

— Тогда футболист может уйти. Поедет в другие чемпионаты. Не отказываться же ему от тех денег, которых он действительно стоит на рынке. Причем уедут игроки даже за суммы аналогичные российским. Хотя бы потому, что где-то более интересный чемпионат. Что мы в итоге получим? Нечто вроде молодежного первенства. А каким еще может быть результат, если мы собираемся строить систему ограничений, а не систему развития и критериев?

— Какие конкретные шаги надо предпринять, чтобы при помощи финансового регламента построить систему развития?

— Надо взять регламент финансового fair play УЕФА и адаптировать его для каждой из наших лиг. Как? Внести в него критерии, которые применимы к нашей стране. Обозначить ту точку, в которую мы хотим прийти, и после этого постепенно, год за годом, выстраивать систему при помощи органов контроля. Они уже есть. УЕФА ведь что в свое время сделал: он не рискнул сразу применять регламент, а два года проводил экспериментальную оценку. ЦСКА и «Зенит» в ней тоже участвовали. А у нас обычно как? Скажем, регламент по агентской деятельности вчера написали — сегодня приняли. ФИФА готовит свой вариант, все об этом знают, но это ничего не меняет. По логике этих людей — зачем нам ждать и делать его таким, чтобы он соответствовал международному? Мы лучше потом переделаем. Ну и так далее. С финансовым регламентом то же самое. В УЕФА существует действующий документ. Но мы его не читали — свой придумали.

Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще

Посещаемость

 Команда СП ОП CПД CПГ 
 Зенит Зенит 22 137 509 163 29 261 15 607 
 Краснодар Краснодар 17 915 412 056 24 341 12 025 
 Спартак М Спартак М 17 154 394 557 14 128 20 455 
 Ростов Ростов 10 526 242 110 11 537 9 423 
 Факел Факел 9 957 229 015 11 503 8 539 
 Балтика Балтика 9 108 209 490 10 694 7 654 
 Динамо М Динамо М 10 080 231 857 10 088 10 072 
 Урал Урал 9 229 212 278 9 623 8 799 
 ЦСКА ЦСКА 11 581 266 384 9 264 13 706 
 Крылья Советов Крылья Советов 9 291 213 712 8 370 10 296 
 Локомотив Локомотив 10 581 243 384 8 199 13 679 
 Пари НН Пари НН 8 251 189 795 6 976 9 421 
 Рубин Рубин 7 608 174 998 6 928 8 232 
 Сочи Сочи 7 532 173 246 4 930 9 917 
 Ахмат Ахмат 6 474 148 921 4 729 8 378 
 Оренбург Оренбург 5 717 131 504 3 636 7 624 
СП – Средняя посещаемость, ОП – Общая посещаемость, СПД – Средняя посещаемость дома, СПГ - Средняя посещаемость в гостях
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2024.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх