«Краснодар» - «Зенит». Системные антиподы

Георгий Олтаржевский 17 октября 2014 13:13

Центральным в 10-м туре станет матч на Кубани, где «Краснодар» в субботу 18 октября примет «Зенит». Обозреватель Sportbox.ru — о многоукладности отечественного футбола.

Исходя из формы собственности, частный «Краснодар» и принадлежащий могучей государственной корпорации «Зенит» можно назвать клубами-антиподами. С точки зрения концепции развития они тоже на разных полюсах. С другой стороны, они в чем-то похожи. «Зенит» — мировой бренд, клуб знаменитый и титулованный. «Краснодар» пока трофеями не богат, да и возраст у него еще детсадовский. Но они представляют Россию в Европе. Сближает их и то, что развиваются клубы благодаря энтузиазму и любви к футболу конкретных людей — Сергея Галицкого и Алексея Миллера.

Но отличий все же больше. Начнем с собственности. «Краснодар» — по-настоящему частный клуб, живущий на деньги Галицкого. Причем он не только основатель и владелец, но и «локомотив» всего процесса. Настоящий хозяин — ничто в жизни клуба не обходится без его участия.

У «Зенита» единоличного хозяина нет. Да, инициатива прибретения клуба «Газпромом» исходила именно от Миллера, но управляет клубом совет директоров. Получается, что клуб — народный настолько же, насколько «Газпром» — народная (или государственная) корпорация. Поддержку «Зенит» ощущает постоянно, особенно в том, что касается материальных вопросов. Все ключевые решения принимают руководители «Газпрома», хотя степень их погружения в дела команды ограничена. Все же государственные люди, есть у них дела и поважнее футбола…

Эффективность управления клубами сравнить трудно — это категория достаточно эфемерная. Но можно сопоставить прогресс команд исходя из соотношения затрат и достижений. То есть по параметру «цена-качество».

«Краснодар» за все годы участия в профессиональных лигах потратил на трансферы около 30 миллионов евро. Точнее, потратил он больше, но за вычетом доходов от продаж получается примерно такая сумма. «Зенит» за те же пять лет (и тоже с учетом продаж) потратил на новых игроков более 175 миллионов. Отметим при этом, что стартовые позиции клубов были неравны: «Зенит» к началу отсчета (2009 год) был чемпионом России (2007), обладателем Кубка УЕФА (2008) и уже имел сильнейший в стране состав, а «Краснодар» только вышел в первый дивизион. За последние пять лет «быки» проделали путь до финала Кубка России и участия в Лиге Европы, а «Зенит» дважды стал чемпионом и взял Кубок страны.

«Краснодар» — «Арсенал». Голы и лучшие моменты

Попробуйте взвесить, чьи траты оказались более эффективными.

Впрочем, это логично. Любой экономист скажет, что государственные предприятия всегда менее эффективны, чем частные. Таковы законы рынка. Это связано с особенностями менеджмента: наемный руководитель заинтересован в немедленном результате, но не в долгосрочном прогрессе, а хозяин — наоборот. Это проявляется во всем, начиная с трансферных вопросов и заканчивая стоимостью стадиона. Галицкий строит стадион за 200 миллионов, и вступит он в строй раньше, чем миллиардный питерский долгострой.

За последние годы Сергей Галицкий вложил более 60 миллионов евро в футбольную академию, сделав ее лучшей в стране. Обещает, что скоро в клубе будут играть в основном свои воспитанники, и это вполне реально. «Зенит» двигается в противоположном направлении. До эры «Газпрома» (концерн купил клуб в конце 2005-го) питерцы гордились тем, что костяк команды составляют свои воспитанники — Игонин, Радимов, Денисов, Быстров, Власов, Малафеев, Аршавин, Кержаков. Сейчас в клубе остались «последние из могикан», а из новых питерских игроков в составе один Павел Могилевец. Хотя, например, Максим Канунников и Алексей Ионов, покинув родной город, стали игроками сборной России. Не этот ли вектор — причина недопонимания, которое возникло у клуба с наиболее активными питерскими болельщиками?..

«Ростов» — «Зенит». Голы и лучшие моменты

Очевидно, что без государственного участия футбол России сейчас существовать не может: лишившись бюджетных и корпоративных клубов, премьер-лига усохнет примерно втрое. Но так же очевидно, что будущее — именно за частными и акционерными спортивными предприятиями: таков мировой опыт. Нужно осознать это и постепенно приспосабливаться к новым условиям. И пример «Краснодара» — тому подтверждение: пять лет назад никто даже представить себе не мог, что скоро «быки» на равных будут сражаться с самим «Зенитом». А теперь это реальность.

Напоминим, что матч «Краснодар» — «Зенит» состоится 18 октября на стадионе «Кубань». Следите за ходом встречи с помощью подробной текстовой трансляции на Sportbox.ru начиная с 17:00!

Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще

Посещаемость

 Команда СП ОП CПД CПГ 
 Зенит Зенит 22 137 509 163 29 261 15 607 
 Краснодар Краснодар 17 829 427 908 23 633 12 025 
 Спартак М Спартак М 17 154 394 557 14 128 20 455 
 Ростов Ростов 10 526 242 110 11 537 9 423 
 Факел Факел 10 202 244 867 11 503 9 102 
 Балтика Балтика 9 108 209 490 10 694 7 654 
 Динамо М Динамо М 10 080 231 857 10 088 10 072 
 Урал Урал 9 229 212 278 9 623 8 799 
 ЦСКА ЦСКА 11 581 266 384 9 264 13 706 
 Крылья Советов Крылья Советов 9 291 213 712 8 370 10 296 
 Локомотив Локомотив 10 527 252 656 8 199 13 278 
 Рубин Рубин 7 677 184 270 7 123 8 232 
 Пари НН Пари НН 8 251 189 795 6 976 9 421 
 Сочи Сочи 7 532 173 246 4 930 9 917 
 Ахмат Ахмат 6 474 148 921 4 729 8 378 
 Оренбург Оренбург 5 717 131 504 3 636 7 624 
СП – Средняя посещаемость, ОП – Общая посещаемость, СПД – Средняя посещаемость дома, СПГ - Средняя посещаемость в гостях
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2024.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх