Трудовая бронза

23 февраля 2010 20:33

И снова не золото. Но на этот раз остается радоваться малому — в условиях как никогда жесткой конкуренции бронзовая медаль Оксаны Домниной и Максима Шабалина можно считать настоящим успехом, хотя в минувшем сезоне они не раз взбирались на высшую ступень пьедестала.

Если в мужском катании судьи дали повод для пересудов и осуждений (со стороны российской публики в основном), то в танцевальном турнире они «сделали все, как надо, все по справедливости». Ни у кого язык не повернется предположить, что канадцы Тесса Вирту и Скотт Мойрс выиграли за счет помощи родных стен или снисхождения арбитров. После их гениального проката под симфонию № 5 Густава Малера осталось приятное послевкусие.

Гений Шпильбанда и Зуевой

Наконец-то в Pacific Coliseum — триумф российского катания. Вовсе не тот, о котором вы подумали, не тот, которого нам хотелось бы. Пусть гимн играл в честь Вирту и Мойрса, а публика заходилась в экстазе и подпевала, но все же за спиной этой талантливой молодежи стоят отечественные тренеры, Марина Зуева и Игорь Шпильбанд, новые гении фигурного катания.

Назвать по-другому этих двух людей, которые всего за несколько лет подготовили две настолько разные, насколько и успешные пары. Новое лицо танцев — молодые, зажигательные пары с проникновенным катанием, для которых музыкальность и художественность превалирует над всем остальным. Это им привила, ясное дело, Зуева:

— Знаете, я просто не могла сделать постановку, чтобы она не проникала в души людей. Думаю, это помогло. Правильно ведь, проникает?

Вирту и Мойрс, дебютанты Игр, которые на международной арене появилсь всего три года назад, готовились биться только за победу. И это несмотря на перенесенную недавно операцию на обе ноги (!) у партнерши и полную перестройку тренировочного процесса. Несмотря на родные стены и давление зрителей, эмоционально Вирту и Мойрсу было не так тяжело, как, допустим, тем же Домниной и Шабалину, которые пообещать остаться в спорте, в отличие от канадцев, сейчас не могут. Еще проще было выступать американцам Мэрил Дэвис и Чарли Уайту — номинально второму номеру сборной, несмотря на победу над Танит Белбин и Бенджамином Агосто на национальном первестве. Их статус в сборной сродни статусу Яны Хохловой и Сергея Новицкой в российской команде — руководство американской дружины наметило Дэвис и Уайта главными претендентами на триумф в Сочи, а Ванкувер — всего лишь репетиция, на которую не надо затрачивать лишние нервы.

Как настоящий профессионал, вскоре после успеха, Зуева, ставшая уже двукратной олимпийской чемпинкой-тренером (она была наставником победителей Лиллехаммера-1994 Екатерины Гордеевой и Сергея Гринькова), наметила цели на следующие Игры:

— К Олимпиаде в Сочи планирую подготовиться основательно, чтобы мои подопечные заняли весь пьедестал.

Занавес.

Неудача Линичук

Наталья Линичук с Геннадием Карпоносовым — наиболее востребованные тренеры в современных танцах, одни из немногих олимпийских чемпионов, которые полноценно реализовали себя в новой роли. Переехав, как и большинство российских специалистов, в США, они получили море предложений о сотрудничестве и с энтузиазмом приступили к делу.

Эшелон учеников Линичук выглядит наиболее предпочитетльным, чем у кого-либо в настоящее время. Белбин и Агосто, Домнина и Шабалин, Файела и Скали… Казалось, что эти пары будут грызть лед, а на пьедестал взойдут. Не случилось. Хотя предпосылки к этому были.

Чемпионат Европы остался за подопечными Линичук. Но например, победа главных фаворитов континента Домниной и Шабалина выглядела крайне неубедительно. Они выиграли лишь обязательный танец (кстати, за его постановку в тренерском тандеме отвечает именно Линичук), но проиграли два других. Оригинальный танец и вовсе вызвал волну споров — возмутились австралийский аборигены, чьи народные мотивы дуэт взял в качестве музыкального сопровождения. Ощущение от номера были неоднозначные. Сторонники Линичук кричали на всех углах: «Вы просто не понимаете постановку!»

Возможно. Но ведь отталкиваться только от своего видения номера нельзя — выступают фигуристы прежде всего для зрителя. Сразу вспоминается танец наиболее удачных из всех учеников Линичук — Анжелики Крыловой и Олега Овсянникова, который они сделали под барабанные ритмы. В конце 90-х это был такой новаторский шаг, что общественность долгое время гудела. Танец остался непонятым, таким же, как аборигенский номер Домниной и Шабалина.

Другая сильная пара Линичук — Белбин и Агосто и вовсе уступили на чемпионате США своим молодым соотечественникам, проиграв не только в технической составляющей, но и, что главное, в художественности выступления.

Обилие сильнейших дуэтов никак не приблизила Линичук к заветному олимпийскому тренерскому золоту. Причины известны только им самим, но для успеха менять что-то надо совершенно точно. Наверняка это станет понятно после подробного анализа результатов Олимпиады, которую Линичук и Карпоносов все-таки проиграли.

И все-таки бронза — это успех. И хотя Домнина и Шабалин не любят говорить о больном колене Максима, которое мешало ему тренироваться, и как настоящие профессионалы, нацелены только на одну медаль — золотую, из песни слов не выкинешь. Нога Шабалина подводит уже второй сезон, он выступает через боль и, по признанию тренеров, заслужил медали за свое геройство на льду. Причины поражения найдутся у проигравших с легкостью, другое дело, когда они не хотят об этом говорить. Да, нога болела, да, бронзе рады, но ведь хотели большего.

— Обыграть можно кого угодно, — бросила Домнина после выступления.

Да и вообще — можно ли назвать россиян проигравшими? После проката Татья Тарасова назвала их героями, которые уцепились за пьедестал и не выпустили его из рук на финише. Впереди долгие размышления, анализ и, будем надеяться, новые битвы, в которых бронзу можно будет разменять на другой, более ценный металл.

Антонина Голикова, Sportbox.ru

По теме
Еще
© ОАО «Спортбокс» 2007 — 2017.
Для лиц старше 16 лет

Наверх