Почти 2 миллиона долларов за карточку с автографом — это нормально? Новый способ заработка на спорте

Антон Шатров 22 июля 2020 11:06

Почему вкладываться в коллекционирование выгодно здесь и сейчас.

В эпоху диджиталиации, когда одним из главенствующих алгоритмов является получение максимум желаемого в минимальные сроки, коллекционерство часто воспринимается как пережиток времени. В лучшем случае оно ассоциируется с причудами престарелых богатеев, в худшем — со скопидомством инфантильных фриков, которые усердно ламинируют отдельные экземпляры комиксов. Как ни странно, эти общие контуры массового представления о собирательстве и коллекционировании когда-то и впрямь могли считаться отражением главной идеи разновидностей этой деятельности. Но как очертания и наброски со временем становятся картиной, так и коллекционирование в 21-м веке стало огромной индустрией. Как это ни парадоксально, очень тесно завязанной на цифровизации. И наиболее отчетливо данная примета времени прослеживается на той отросли коллекционерства, которая еще недавно считалась детским развлечением: собирательство спортивных карточек.

https://twitter.com/sportscollector/status/1284700312624922626?s=21

Вы наверняка слышали, что недавно карточку Леброна Джеймса продали за рекордные для современных экземпляров (те, которые выпускаются с 1980 года) 1,8 миллиона долларов, но вряд ли в курсе всех нюансов, которые повлияли на ее стоимость. Дало не только в количестве (всего таких карточек было выпущено 23 штуки) и уж точно не в автографе Джеймса. Огромное значение сыграл бренд карточки, рекордный рейтинг по шкале Беккета (специальная градация, по которой определяется ценность экземпляра) и временной период, за который сформировалась ценность карточки Леброна. По уверениям аукционера Кена Голдина, вокруг суммы продажи не было бы такого шума, если бы речь шла о раритетах вроде карточки бейсболиста Микки Мэнтла, выпущенной в 1952-м году. Тут же всех специалистов шокировал рекордно короткий 17-летний период, за который карточка прибавила в цене. Голдин, как и многие коллекционеры, считает, что причины такого быстрого роста напрямую связаны с изменениями, которые в скором времени привлекут в индустрию большое количество новых людей с деньгами и придадут коллекционированию еще больше сходств с инвестиционными фондами. Звучит громко и амбициозно, но не достаточно доказательно. Так почему же выгодно вкладываться в коллекционирование именно сейчас?

Маркирование и производство

Многие считают что спорт периода с начала 80-х по конец 90-х был золотым временем, тем не менее, огромное количество карточек с игроками этих эпох сегодня не сильно востребованы в среде коллекционеров. Дело в том, что тогда индустрия спортивных карточек только зарождалась, компании производители расценивали свой продукт как быстрый способ срубить побольше денег с наивных и падких на изображения своих кумиров детишек. Дети, будучи основной целевой аудиторией, конечно, не располагали парой лишних миллионов в своих карманах, так что цены на карточки были низкими. Производители вполне ожидаемо не хотели, чтобы затраты на производство превосходили конечную стоимость, поэтому карточки печатались в огромном количестве и на дешевых станках. В итоге получилось перенасыщение рынка дешевым товаром.

https://twitter.com/refsintheback/status/1263223243885830144?s=21 https://twitter.com/paniniamerica/status/1283059530461515776?s=21

Со временем индустрия начала вырастать из детских штанишек, и отдельные компании поняли, что можно работать и на взрослый сегмент. Гиганты индустрии, такие как Panini Prizms, Optic Holos, Flawless, Immaculate начали выпускать лимитированные версии карточек и оформлять их в соответствии с веяниями моды. Голограмма, автограф спортсмена, часть игровой майки в которой он выступал, серийный номер, подтверждающий подлинность экземпляра — все это в разы увеличило внешнюю привлекательность карточек, их стоимость и скорость ценообразования относительно временных сроков с момента печати. Сейчас отдельные примеры вполне тянут на тонко исполненное произведение искусства.

Ликвидный рынок

Соцсети и интернет дали коллекционерам огромный простор для маневра. Если раньше заядлым фанатам приходилось рассчитывать только на чтение журнала Beckett Basketball Card Magazine и обмены карточками посредством долгой почтовой переписки, то сейчас на одном только eBay существует огромно сообщество аукционеров, скупщиков, продавцов и прочих барыг, великосветски именующих себя ловцами удачи. Сайты, интернет-аукционы, фестивали, выставки, конвенции за короткий срок стали обыденной и неотъемлемой частью индустрии коллекционирования. Люди, которые квалифицируют это для себя как профессиональную деятельность, мало чем отличаются от финансистов, которые играют на бирже. Они ловят рост и спад цен на карточки в зависимости от статистики игрока, его травм, перехода в другую команду и так далее. Это опять-таки катапультирует нас к вопросу о том, насколько тесно статистика и современные технологии взаимодействуют с коллекционированием. Чтобы понимать, насколько серьезно люди подходят к инвестированию в коллекционирование, достаточно упомянуть человека, который приобрел ту самую карточку Леброна за 1,8 миллиона.

https://twitter.com/davecyen/status/1284995302366212096?s=21

Счастливым обладателем стал 30-летний Леор Авидар — один из двух основателей автоматического сервиса рассылки писем и программного обеспечения Lob.com. Вместе со своим приятелем Гарри Жангом Авидар неоднократно попадал в различные списки Forbes, но все же основной свой деятельностью называет коллекционирование. Понятно, что у богатых свои причуды, но человек, который ушел из Microsoft в 23 года, а после успешно замутил свой бизнес, наверняка знает, о чем говорит.

Коллекционирование — более безопасная форма игр на ставках

Букмейкерство процветает — факт. Блогеры, спортсмены, телеканалы, звезды кино и шоу-биза через каждые 5 минут предлагают попытать удачу за свой счет. Чего уж там, 60% команд английской футбольной премьер-лиги имеют в качестве титульного спонсора беттинговую контору. Мантра о том, что на ставках невозможно заработать, многими уже давно воспринимается как вызов: все стремятся доказать обратное, в попытках опровергнуть очевидное теряя свою наличность. Рынок коллекционирования спортивных карточек обширен, но по своей массовости даже рядом не валялся с игрой на ставках. Это делает его не менее интересным и более безопасным.

Вовлеченность в сферу коллекционирования сохраняет азарт, но уменьшает риски потерь. Ты имеешь возможность лучше узнать коллекционера, прежде чем продать или купить у него экземпляр той или иной карточки. Ты вроде бы находишься внутри индустрии, которая в то же время обладает человеческим лицом. В конце концов никто не мешает совмещать одно с другим: если проигрался на ставках, всегда можно достать из закромов редкую карточку и попытаться реализовать ее втридорога.

Баскетбол процветает!

И это объективно. Словосочетание «идеальный шторм» в последний год имело в основном отрицательные коннотации, но в контексте индустрии коллекционирования и всего происходящего сейчас в НБА смысл остается первостепенным. Вот лишь некоторые причины почему коллекционирование меню баскетбольных карточек на сегодня особенно выгодно.

НБА — лига звезд, и это аксиома. Самые большие персональные контракты, самые беспримерные поблажки, самые персонифицированные сюжеты, звездные игроки, по сути, сами формируют команды. НФЛ никогда не перестанет быть наиболее популярным и народным видом спорта в Америке, но личность владельца и комиссионера лиги там всегда преобладает над личностью игрока. В НБА все иначе, здесь все внимание приковано к баскетболистам, они — главные действующие лица, а нарочитый медийный акцент лишь делает их персоны ярче и привлекательнее. Все это придает игрокам ореол супергероев, в свою очередь эта имиджевая составляющая позволяет реализовывать карточки с игроками НБА дороже и чаще.

https://twitter.com/livecasebreak/status/1283212253970530304?s=21

В баскетболе игрок может стать звездой фактически на любой позиции. Особенно сейчас, когда отсутствие амплуа становится приметой времени. Маркус Смарт защищается против Энтони Дэвиса, Джоэль Эмбиид бросает из-за дуги, Никола Йокич разыгрывает комбинации, «Хьюстон» играет в четыре маленьких и одного большого. Никаких центровых, мощных форвардов и разыгрывающих защитников по большому счету уже не существует. В баскетболе в конце каждого сезона собирают по три символические сборные, в каждой из которых по пять звездных игроков. В НБА огромное количество потенциала для коллекционеров. То ли дело в американском футболе, где ярко выраженные звезды преобладают в основном на трех позициях: квотербек, раннинбек и ресивер. Карточки с игроками этих позиций в цене, а вот остальные реализуются не так охотно. Американский футбол — игра схем, шахматы на поле, работа каждого игрока здесь строго функциональна, и простора для импровизаций не так много. Аналогичная ситуация с бейсболом, где бал правят питчеры и хиттеры, а игроки обороны покорно исполняют свои обязанности. Это не делает НФЛ или МЛБ хуже НБА, но ощутимо сокращает количество персонажей, чье яркое выступление могло бы повысить цену на карточку с их изображением. То же касается и НХЛ с европейским футболом — видами спорта, которые сами по себе менее востребованы в США.

https://twitter.com/grabagraphics/status/1203046664996605952?s=21

Травматичность. Повреждения и нагрузки случатся и в НБА, но это не НФЛ, где вполне в порядке вещей заканчивать карьеру после 7-10 сезонов. И это речь о среднестатистической продолжительности. В этом контактном виде спорта — как и в хоккее — каждый удар может отправить даже самого статусного игрока в конец очереди за выходным пособием. В МЛБ свои особенности: питчеры — одна из двух самых востребованных позиций среди коллекционеров — раз за разом бросают мячи со скоростью 150 километров в час и неизменно калечат кисти рук, локти и плечевые суставы. Это хронические травмы, после которых бейсболисты редко выходят на свой прежний уровень. Так что баскетбол и здесь, хоть и относительно, но все же в привилегированном положении.

https://twitter.com/tsn_sports/status/1283657674941501440?s=21

Глобализация. Коллекционирование — это не только привилегия США, где популярен американский футбол, а бейсбол уже стал не столько спортом, сколько культурной традицией. Баскетбол глобален и в свой популярности он гораздо репрезентативнее хоккея, поэтому мы не читаем новостей о рекордных приобретениях карточек с фамилиями Теему Селянне или Яромира Ягра, при всем моем уважении к этим великим людям. Дополнительного ажиотажа добавило и интернациональное поколение звезд НБА: Яннис, Йокич, Сабонис, Гобер, Хачимура и, конечно, Дончич. Карточка Panini Prizm RC Luka Doncic 2018/2019 сейчас одна из самых быстрорастущих в цене.

https://twitter.com/mongolianstep/status/1236185586026696704?s=21

Добавьте к этому пришествие Зайона, на раскрутку которого брошены все спортивные медиа-резервы Америки. Что с ним будет, бог весть. Но то, что его карточки скупают уже сейчас, говорит о том, что в сфере коллекционеров у него видится неплохое будущее. Учитывая его постоянные проблемы с коленями, я бы на его месте прикупил пару карточек со своим изображением. Может статься, что через лет 10 карточка Зайона будет стоить дороже, чем весь его вклад в баскетбол за непродолжительую карьеру в НБА.

Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2024.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх