Вячеслав Субботин — капитан команды «ГАЗ-Рейд-Спорт», настолько эмоционально воспринимает все, происходящее с ним и коллективом на «Шелковом пути», что разговор, задуманный как интервью, превратился в яркий и живой монолог человека, которому есть чем поделиться на первой для себя и команды двухнедельной гонке.

— В целом команда сражается, — начал Субботин. — До последней капли топлива. Мы отдаем все силы. Нет такого, чтобы кто-то сидел сложа руки. Сражаются пилоты, механики, управленческая команда. Ресурсы не безграничны, и нужно всегда находить варианты. Как мы сделали, к примеру, на 10 этапе. Трасса казалась быстрой и легкой, можно было спокойно ее пройти, наш автомобиль это позволяет. Шины все выдерживают. Я на них так рассчитывал — спустил давление, мы понеслись по этому песку. А он, казалось, был покрыт камнями… А наступаешь на него даже ногой — проваливаешься. Для меня это был шок. Я думал, поеду как по асфальту. Ничего подобного. Чтобы не так проваливаться, спустили давление в шинах, и понеслись. Выскочили на твердое, пробили одно колесо. Дальше пошли горы, усыпанные черными зловещими камнями, острыми как бритва. Не знаю, что произошло, но я пробиваю еще два колеса: бах, бах! И понимаю, что до финиша 50 километров, а «запасок» нет. Всё! Мы все израсходовали… Что делать, стартуем дальше. На трех колесах. У нас есть блокировка обеих осей. Машина подготовлена для бездорожья. «Газель» подготовлена так, что даже если будет отсутствовать три колеса, она поедет на одном. Подключается передний мост, и получается жестко заблокированная осевая блокировка. Даже на дисках поедет. Но на них далеко не уедешь, потому что дорожный просвет маленький, но с одним проколотым колесом она едет. Мы мчались где-то 60–70 км/ч. От колеса остался натурально бублик. Мы сорвали тормоза, развалили ступицу, все разлетелось. И нужно было выбирать место так, чтобы не наскочить мостом. Когда финишировали на трех колесах, уже нужно было ехать дальше. Но когда нет тормозов, ехать совсем плохо. И вот, что мы придумали: хомутами затянули цилиндр, чтобы поршни не вылетали. И добрались. Да, мы на час не уложились в отведенное время, но финишировали. Тут на нас накинулись механики, сделали машину, и сейчас она снова как конфетка. Мы готовы сражаться дальше.

— Вы несколько раз приезжали на бивуак за полночь…

— Да. Один раз не то, что не рассчитали с топливом, запасов топлива у нас хватает, но в Китае с заправками беда. Я не понимаю, почему они ночью не работают. Накануне мы не заправились, все было закрыто, надо было утром заправляться. А очереди огромные, заправок не хватает. Представьте себе, последняя заправка была за 200 километров до старта! Конечно, мы заправились по-полной. А поскольку были тяжелые пески, и мы стартовали уже после грузовиков, то мы искали свой маршрут, т. к. дорога была уже разбита. Если ты едешь по дороге, то все хорошо, а когда пытаешься проторить путь в песках, расходуешь много топлива. И за 30 км до финиша, уже когда стемнело, у нас кончилось топливо, и его надо было искать. Мы отчаялись. Машина встала набок, и солярка вылилась из бака, потому что попали в колею. Мы были по уши в этой вековой пыли… Одинакового цвета — серого! Мы поддомкратили машину, выровняли ее, и топлива, которое еще болталось в баке, хватило, чтобы завестись, выехать из колеи и проехать 4 км до деревни, где поднять трех человек с тракторами, чтобы добыть топливо. Как объяснить по-китайски, что нам нужен дизель?! Я показывал на мотор, на бак, на себя и говорил: я кушать хочу… Потом снял крышку с топливного бака, снял крышку у него с трактора и показал — отсюда сюда! Два часа ночи! Мне было так неловко, но надо было финишировать. У них не было шланга, мы скрутили свой, а он тонкий-тонкий. В лейку залили!!! А там литров 12–15, мы заливали, наверное, 20 минут. Я нахлебался, пока отсасывал. Мы были черные и чумазые. В конце концов финишировали, но когда прибыли на бивуак, уже сняли пост регистрации времени, где каждому экипажу делают отметку о прохождении. Если приехал уже после того, как пост снят, тебе дают штраф в 100 часов, и неважно, когда ты финишировал. И так не больше трех раз, потом тебя снимают с гонки.

Второй раз нас так оштрафовали, когда был этап с жуткими песчаными барханами, где не справлялись грузовики! Для нас это был первый опыт, в таких песках мы не ездили никогда. Как только подъехали, нас охватила натуральная паника. А ехать надо. Мы смотрим в гору, как ползут прототипы, застревают грузовики, тут даже я едва не сдался, сказал, если не въезжаем в гору, разворачиваемся и на бивуак. Но будем пробовать. Да, будем пробовать, ответила Таня (пилот Татьяна Елисеева) из нашего второго, чисто женского экипажа. Тактика была такой: сначала мы с Женей Павловым, потом девчонки, заезжаем на какое-нибудь плато, и так от площадки к площадке будем забираться. Пробовать, во всяком случае. Это было страшно. В итоге педаль в пол — и вылетаем на одну площадку, не с первого раза. Не с первого на вторую, третью… А дальше мы вкатились и по этим кратерам начали выписывать такие кренделя… Потом стали в очередь проходить эти площадки… Так проехали 30 км. Жарко, настоящий песочный ад! Там валяется грузовик, здесь кто-то закопался, подъезжаем к Андрею Каргинову на КАМАЗе — и его авто на боку! Жутко. Мы поделились с ними водой. Причем Андрей просил пару бутылочек, а мы ему дали целую упаковку. У нас много, мы на «Газели». И когда финиш был уже совсем близко, на вершине бархана сидит белая одинокая фигура. А это наша Таня в своем комбинезоне. Сразу поняли — что-то не так. Едем туда, а ее машина валяется на боку. Чтобы перевалить эту гряду, девчонкам не хватило метров 15–20, а дальше вниз, дальше дорога, финиш… И операция, чтобы поставить «Газель» на колеса, заняла у нас часа четыре! Это барханы, на площадку не подъехать. Надо подкладывать санд-траки, прокладывать маршрут, и все на жаре, а температура на солнце за 50! И надо было двигаться медленно, как на высокогорье, иначе делаешь три шага и начинаешь задыхаться. У меня и Лены Правдиной расклеились ботинки, подошвы отклеились от жары… После того, как мы с помощью многократного подкладывания санд-траков уже были готовы поставить машину девушек на колеса, мы с Евгением Павловым перед финальным рывком решили немного передохнуть. Полежать буквально минуту. Как только легли, оба синхронно заснули. Если бы не Таня с Леной, которые громко кричали, мы бы спали до ночи. Гонка идет — мы спим. В конце концов вырулили, конечно, но никак не могли найти асфальт. Едем по следам, и понимаем, что находимся в кратере, и выезд опять по пескам. Ужас нас охватил опять. Но потом с нами связались организаторы и рассказали про маршрут выезда всего через 10 км песков. Это был полный кайф! Американские горки. И нам даже выезжать уже не хотелось.

— Вячеслав, такие воодушевленные рассказы, несмотря на трудности. «Шелковый путь» нравится?

— Очень! Мы понимаем, что, несмотря на какие-то слабости в конструкции, слабенький мотор, относительно тяжелую машину, осознаем, что наша «Газель»-то конкурентоспособна. Она дубасит. Черный дым валит, а она едет! Мы такого не ожидали! И пусть организаторы нас пугают, что дальше будет еще тяжелее, мы не сдаемся. Как в институте после первого курса преподаватель: «Что, сдали? Дальше будет хлеще». Кто-то пугается, дергается, берет академ, но стойкие остаются, продолжают зубрить науку. Мы — эти самые стойкие студенты.

Александр Гришин, специально для Sportbox.ru

Читайте также

Капотный КАМАЗ доработают к «Дакару»

Капотная версия КАМАЗа будет усовершенствована к престижному ралли-рейду «Дакар-2017».

TOTAL на ралли «Шелковый путь»-2016. Как все начиналось

Компания «ТОТАЛ ВОСТОК», дочернее предприятие концерна Total, поставляющая на российский рынок смазочные материалы под марками TOTAL и ELF, гоночные команды Team Peugeot Total и «КАМАЗ-мастер» победно завершили ралли «Шелковый путь»-2016.

«ТОТАЛ ВОСТОК» открыл «Горячую линию» для автомобилистов

Компания «ТОТАЛ ВОСТОК», дочернее предприятие концерна Total и поставщик смазочных материалов под марками TOTAL и ELF, объявляет о начале работы сервиса «Горячая линия» в городах России.

Виды, которыми наслаждались участники ралли «Шелковый путь»

Ралли-рейд «Шелковый путь» завершился, но красоты маршрута Москва-Пекин длиной в 11 тысяч километров до сих пор перед глазами. Лучшие кадры марафона — в нашей галерее.