От Кадырова до Сайфутдинова — возрождение мотоспорта в Башкортостане

16 сентября 2013 08:37

14 сентября в хорватском Горичане состоялся третий финальный этап личного чемпионата Европы по летнему спидвею. Главным его разочарованием стало отсутствие на треке лидера нынешнего сезона — россиянина Эмиля Сайфутдинова. На одном из недавних этапов командного первенства Польши он получил тяжелые травмы и сейчас ему предстоит несколько операций на локте и колене.

Молодой уроженец Башкортостана стремительно ворвался в элиту мирового мотоспорта. Выросший в семье мотогонщиков (его отец и брат — известные спортсмены) он с юных лет обратил на себя внимание специалистов. Атлет по прозвищу Русская Торпеда — двукратный чемпион мира среди юниоров, первый российский участник серии Гран-при и самый молодой победитель этапа этих престижных стартов, шестикратный чемпион России в команде, призер личных и командных первенств планеты. Именно его вклад стал решающим в завоевании бронзовой медали российской сборной на командном чемпионате мира-2012.

Специалисты считают, что успех башкирского гонщика не случаен. Башкирская школа мотоспорта возрождается и в ближайшее время станет законодателем мод на треках.

Открыть видео

Мотоспорт в Башкирии имеет давнюю и славную историю. В 2012 году он торжественно отметил 75-летие. С тех пор, как в 1926 году врач Бейтеряков промчался по столичному велодрому за 1 минуту 54 секунды, а в 1937-м пожарный водитель А. Палло преодолел в ходе первого официального мотопробега 110 километров от Уфы до Топорнино и обратно за 2 часа 12 минут и 36 секунд, много воды утекло. Башкирские мотогонщики выиграли более 500 медалей на национальных и международных соревнованиях — 228 золотых, 198 серебряных и 137 бронзовых.

Особое место в республике всегда занимал спидвей, причем как зимний, на льду, так и летний. Золотым веком башкирского мотоспорта считается период с конца 50-х по начало 70-х годов прошлого века, когда местные спортсмены доминировали на чемпионатах СССР, составляли костяк сборной страны и регулярно брали призовые места на международных турнирах. Помимо Уфы, существовали клубы в Салавате и Октябрьском, Стерлитамаке и Мелеузе. Золотыми буквами в историю мотоспорта вписаны имена таких воспитанников башкирской школы спидвея, как Борис Самородов и Габдрахман Кадыров, имя которого ныне носит Центр технических видов спорта республики. На двоих они девять раз становились чемпионами мира в личном зачете.

И в дальнейшем, во второй половине 70-х, 80-е и даже сложные для всей страны 90-е башкирская школа продолжала оставаться на ведущих позициях на внутренней арене. Хотя, конечно, положение после распада СССР стало сложным: закрывались или вынуждены были считать каждую копейку клубы, державшиеся зачастую на энтузиазме своих членов, гонщики уезжали выступать за другие регионы и даже государства, реже стали проводиться соревнования.

Помощь пришла со стороны первого президента Башкортостана Муртазы Рахимова. После того, как в 2000 году в Уфе с большим успехом прошел Мемориал Г. Кадырова, глава региона принял решение поддержать местный мотоклуб. Летом того же года был образован спортклуб имени великого гонщика, что вполне можно считать моментом возрождения этого вида спорта в республике. В это дело сейчас включился и фонд «Урал». Его поддержку получили клубы из Уфы, Салавата, Октябрьского, а также Федерация мотоспорта Башкортостана.

- Мы активно сотрудничаем уже третий год, и это, считаю, находит отражение в результатах, — говорит генеральный директор фонда Евгений Лохов. — При нашей поддержке достиг феноменальных спортивных результатов восьмикратный чемпион мира в личном первенстве по ледовому спидвею Николай Красников. В нынешнем сезоне Сайфутдинов, которому мы помогаем финансово, лидировал в чемпионате Европы по летнему спидвею и являлся одним из претендентов на победу в мировом Гран-При.

Как результат, за последние годы значительно увеличилось количество детей и юношей желающих заниматься мотоспортом — по охвату населения и массовости Башкортостан является лидером среди всех регионов РФ. Регулярно проводятся соревнования — от первенств республики до чемпионатов мира, неизменно вызывающие большой интерес у зрителей. Представители республики по-прежнему на первых ролях, как на российском уровне, так и на международном. Уже упомянутый Красников побил рекорд Кадырова по количеству побед на чемпионатах мира — восемь в личном зачете и еще десять в командном. Кстати, после завершения спортивной карьеры он взял на себя трудную, но очень почетную миссию — развивать мотоспорт в родном крае.

- Два года назад мы начали активно развивать детский мотоспорт, строить трассы, у нас работают школы, — говорит Красников. — Для нас ключевым фактором является именно массовость. Дети проходят общефизическую подготовку, расширяют технический кругозор, учатся работать с техникой. Самые одаренные через год переходят в спортивные группы и выступают на турнирах. Например, мотокроссом можно заниматься уже с четырех лет. Мы его активно продвигаем, уже есть пять-шесть треков, на которых скоро будут проходить соревнования не только республиканского, но и российского уровня. Без поддержки фонда «Урал» реализовать все эти проекты было бы невозможно.

Если подвести краткий итог сказанному выше, то почти не возникает сомнений в том, что у мотоспорта в Башкортостане большое будущее. Традиционно высокий интерес к этому виду спорта, наличие постоянно совершенствуемой материально-технической базы и поддержка фонда «Урал» гарантируют — в республике продолжат появляться новые Кадыровы, Красниковы и Сайфутдиновы.

Пожелаем Эмилю скорейшего выздоровления и будем надеяться, что в следующем году чемпионские вершины мирового Гран-При и чемпионата Европы ему покорятся.

По теме
Еще
© ОАО «Спортбокс» 2007 — 2017.
Для лиц старше 16 лет

Наверх