Алексей Попов*: Добро пожаловать в ад!

22 мая 2008 21:44

Добро пожаловать в ад, друзья! В гламурненький такой, как у нас теперь принято выражаться. Теплый, приморский и горный одновременно, богатый и ухоженный. Сверкающий, но не пафосный. Дружелюбный, но не готовый раскрыться до конца. Добро пожаловать в тот ад, о котором начинает мечтать каждый маленький картингист, достигший возраста, в котором начинают различать страны и трассы. Мечтает, но не верит своим глазам, попав на место.


Пилот «Фортека» Мировой Серии британец Джейми Уокер (пилот неплохой, ибо выигравший в Донингтоне уже в дебютный сезон) вспоминает, как, впервые попав в Княжество в прошлом году, пошел пройтись вдоль набережной в среду и встал в повороте Сен-Девот. Встал с открытым ртом и не мог придти в себя минут десять. «Я годами смотрел Ф-1 по телевизору, я играл до одеревенения пальцев на джойстике в эту трассу на моей приставке, - с удивлением говорит Уокер, - но ничто не могло заставить поверить в реальность ТАКОГО градиента подъема. Просто отвесная стена. Мне стало страшно, но я заставил себя вернуться в паддок, а не поймать такси и поехать в аэропорт.»


Вот честные слова. В духе «вертолета в комнате» Нельсона Пике. Не этого, что вы, - того, трехкратного чемпиона мира. И Уокер говорил только про маленькую деталь, - настоящий перепад высот от правого Сен-Девота к левому входу в Казино наверху. Будете в Монако, советую пройти эти несколько сот метром пешком. Заодно видом полюбуетесь. На город и море. Когда вскарабкаетесь к садам Казино, ноги почти атрофируются, зато вид будет вполне ничего, - вроде «Федерации» в Москва-Сити… А ведь главное-то даже не в этом, а в узости трассы. Большинство правильных апексов почти в рельсах.


И баланс между «нулем и героем» столь мал, что его почти и нет. Подумаешь – молодежь. Возьмите великого Сенну, который умел раздвинуть здесь пределы, умел побеждать раз за разом. Даже Айртон не мог управлять этим балансом наверняка. Вот он герой, вот он лидирует, вот он отрывается от всех, включая ненавистного ему Проста на другом «Макларене». А вот пара лишних сантиметров скольжения заднего моста в «Портье» на входе в Тоннель (именно так, с большой буквы для всех поклонников автогонок, - ведь речь не о части набережной под отелем «Фэйрмонт», он же «Левс», - речь о самом быстром повороте всего чемпионата!) – и Да Сильва уже ноль.


И Ален проезжает мимо. И великий бразилец бежит домой (сто метров от этого места) и выключает телефон (мобильных тогда не было, да и не берут их в кокпит даже сейчас). А Рон Деннис несколько часов будет безуспешно искать своего сошедшего пилота в паддоке. В паре километров в другую сторону от места аварии. Честно описать Монако тяжело. Все же ждут героизма, все ждут того, кто назовет эту трассу любимой. Да, тут бывают серии. Тут бывают Грэхем Хилл, Ален Прост, Айртон Сена и Михаэль Шумахер. Но, положа руку на сердце никто из них не сказал бы, что с нетерпением ждет этот уик-энд.


А про механиков и инженеров и говорить нечего. Да, трасса расширяется. Новый пит-лейн позволил установить постоянные боксы и больше не катать машины «на руках» за тридевять земель перед каждым сеансом. Но настроить болид в таких условиях – скорее магия, чем наука. Ведь мало того, что не каждый пилот рискует выжимать из машины все. Мало того, что не каждый пилот понимает, как именно это здесь нужно делать и не каждый может «довернуть машину газом». Не в медленном «Раскассе» и «Левсе». А в скоростном выходе из «Казино» с прыжком вниз и знаменитой кочкой. Так еще и сама машина другая. Жесткость подвески, прижим крыльев, тормоза и сход-развал, передаточные числа коробки и даже угол поворота передних колес. Резина.


И главное – сама трасса. Она постоянно меняется. Глобально «держак» прогрессирует по ходу всего уик-энда, но иногда падает лавинообразно после «открытия» улиц на ночь для движения. Шторма с легким бризом и каплями соленой воды. Серии «СуперКубка Порша» с ее маслом и «неправильными» сликами, втертыми в накатанную было траекторию. Понять и правильно интерпретировать все эти нюансы невозможно. Кто справится с наибольшим количеством загадок, - тот и победил. Если потом все не разрушит его пилот одной малюсенькой ошибкой. Ли два чужих пилота, не вовремя столкнувшихся и приведших к желтым флагам и пейс-кару в худший для выбранной тактики момент..


А зрители? Да, либо они тратят баснословные суммы, если они у них есть, останавливаясь в невероятно дорогих на эти выходные отелях вокруг трассы и снимая частные квартиры с «правильными» лоджиями на все четыре дня. Либо в тесноте и давке шагают пешком по отвесным улочкам, пробираются от брошенных за тридевять земель машин, жалея что не поехали из Ниццы или Италии на электричках, останавливающихся в новом подземном вокзале, вырубленном прямо в скале за поворотом «Сен-Девот». Но они будут вознаграждены. Нигде в мире нельзя увидеть эти болиды действительно в упор и услышать их в естественном амфитеатре семьи Гримальди. Это стоит либо денег, либо комфорта. Это воспоминания на всю жизнь. Мекка автоспорта.


Что до пилотов, то честные слова были и сегодня. Француз Александр Марсуан из «Эпсилона» дебютант. В прошлом году он ездил на двухлитровой «Рено», а их на Скалу не зовут, только «старших братьев» - «3.5 литра» (да и тех – с весьма непривычным расписанием). И он не мог придти в себя после сеанса. «Я думал, что хорошо понимаю городские трассы и умею на них гоняться. Ведь я же был быстр в По (невероятно сложная трасса, одна из самых сложных в мире – прим. А.П.). Хм, это я так думал, пока не проехал сегодня здесь. Это – другой уровень. Просто другой. Надо начать все с начала. Мысленно забыть про то, что вообще что-то умеешь. Пока ты не умеешь ничего. И только попробуешь научиться…»


Уокер, который за год уже свыкся с мыслью о Монако и приехал сюда во второй раз, показал сегодня 14-е время. Марсуан – 22-е. И учиться будет некогда. Потому что 45 минут свободных заездов рано утром в четверг (пресловутого «держака» вообще еще нет) – это все, что будет у пилотов до субботы (в пятницу трасса вообще используется здесь только до полудня, - и не Формулой-1, - это традиция). А там – сразу же – квалификация (два сеанса по 13 человек и 25 минут без суперпоула). А в воскресенье – гонка. В прямом эфире на «Спорте». То есть тренировки уже закончились, почти что не начавшись. Ван дер Гарде и Багетт (единственные пока победители в сезоне) столкнулись для начала в «Сен-Девоте», но продолжили после красных флагов.


А россияне, Михаил Алешин и Даниил Мове (вместе с попавшим в ту же компанию Жюльеном Жуссом из «Тек1»), стали под конец жертвой другого красного флага – из-за вылета итальянца Паскуале ди Сабатино. До конца они постоянно фигурировали в первой пятерке-десятке, улучшая вместе в остальными. А вот на последних минутах поздновато одели свежий комплект. Многие, вроде Сальвадора Дюрана уже выстрелили на свежей резине, а наши не успели до красного флага. После же него времени оставалось ровно на один круг и улучшить никто из этой группы уже не успел. Так что 16-е и 18-е места. Равно как и 2.5 секунды отставания – не показатель. Уверенность как в «Карлине», так и в «КТР» есть и в квалификации должно быть лучше. Куда лучше!


1 Сальвадор Дюран Мексика Интерветтен 1:28.362
2 Гидо ван Гарде Нидерланды Р1 1:28.644 +0.282
3 Марко Бонаноми Италия Комтек 1:28.743 +0.381
4 Гийом Моро Франция КТР 1:28.754 +0.392
5 Роберт Уиккенс Канада Карлин 1:28.970 +0.608
6 Альваро Барба Испания Према 1:29.287 +0.925
7 Фабио Карбоне Бразилия Юльтимэйт-Синьятюр 1:29.290 +0.928
8 Бетран Багетт Бельгия Драко 1:29.291 +0.929
9 Файруз Фаузи Малайзия Фортек 1:29.309 +0.947
10 Мигель Молина Испания Према 1:29.447 +1.085
11 Шарль Пик Франция Тек1 1:30.106 +1.744
12 Борха Гарсия Испания RC 1:30.147 +1.785
13 Пабло Санчес Мексика Интерветтен 1:30.237 +1.875
14 Джеймс Уокер Великобритания Фортек 1:30.482 +2.120
15 Клаудио Кантелли Бразилия Юльтимэйт-Синьятюр 1:30.557 +2.195
16 Михаил Алешин Россия Карлин 1:30.725 +2.363
17 Жюльен Жусс Франция Тек1 1:30.941 +2.579
18 Даниил Мове Россия КТР 1:30.960 +2.598
19 Марио Романчини Бразилия Эпсилон 1:31.151 +2.789
20 Марко Барба Испания Драко 1:31.274 +2.912
21 Маркос Мартинес Испания Понс 1:31.315 +2.953
22 Александр Марсуан Франция Эпсилон 1:31.525 +3.163
23 Максимо Кортес Испания Понс 1:31.673 +3.311
24 Паскуале ди Сабатино Италия Комтек 1:32.077 +3.715
25 Алейш Алькарас Испания RC 1:32.176 +3.814
26 Пиппа Манн Великобритания Р1 1:33.548 +5.186

 

Что до Ф-1, то она, конечно же, была быстрее. Во многом и потому, что ехала позднее, постепенно «обрезинивая» трассу. Впрочем из 13-ти секунд разницы, пилоты Мировой Серии снимут в квалификации лишь три-четыре, не больше. Ведь заезды опять будут с утра, да еще после пятничной паузы. Конечно, все это вообще будет иметь смысл, если не пойдет дождь. А он в Монако страшен. И так-то нельзя ошибаться, а уж тут… Тем более, что Ф-1 в этом году едет без антипробуксовки. Даже хотелось бы увидеть это шоу, если честно. Пока же было сухо и Кими с утра был на три десятые быстрее «Макларенов» и Массы.


А вот после обеда «Скудерия», как и конкуренты, впервые попробовала «сверхмягкий» вариант «Бриджстоуна». И не нашла под него настроек, оставшись в полусекунде позади. Причем Райкконен и Масса пропустили не только Хэмильтона, прекрасо выглядевшего здесь год назад даже на фоне своего партнера Фернандо Алонсо, но и Нико Росберг, чей патрон, Фрэнк Уильямс, проводит в эти выходные уже свой… шестисотый Гран-при! Адаптируется ли «Феррари» к квалификации, или «Серебристые стрелы» останутся впереди – вопрос вопросов. Потому что здесь, друзья, место на стартовой решетке важно как нигде! Обгонять, конечно, можно, но…

*Алексей Попов – комментатор ТК "Спорт" 

© ОАО «Спортбокс» 2007 — 2017.
Для лиц старше 16 лет

Наверх